Почти 9 месяцев прошло со дня назначения Кубанычбека Кулматова на пост мэра главного города страны. На январской сессии городского кенеша, еще будучи единственным кандидатом на данный пост, бывший таможенник делился планами развития столицы, давал многочисленные обещания. Сотни бишкекчан сразу возложили большие надежды на нового руководителя, однако спустя несколько месяцев начали испытывать разочарование. В чем причина этого, что из задуманного удалось воплотить в жизнь, а что нет, в интервью ИА «24.kg» рассказал Кубанычбек Кулматов.
- Кубанычбек Кенешевич, в адрес мэрии не прекращается поток критики...
- Каждый, видимо, оперирует своим знанием ситуации. С теми, кто разочарован, в некоторой степени, может быть, я согласен. За короткий срок, без финансовой поддержки, без методологии, которая должна разрабатываться, не так-то просто реализовать системные изменения. Если бы все было так легко, думаю, город не был бы таким. Если бы все только зависело от воли мэра, то можно было бы быстро поменять.
Я считаю, что работа ведется системно в рамках нашей программы по децентрализации и деконцентрации власти в управлении. Мы передали в Бишкекский горкенеш новую структуру. Первый посыл, который мы заложили: права, возможности и полномочия низовых структур будут усиливаться.
- Кстати, новую структуру вы обещали передать в течение семи дней после назначения.
- Это нереально сделать за семь дней. Мы в законах изначально прописываем то, что нереально сделать. Сейчас мы приводим структуру в соответствие: у нас агентства, департаменты, как хотели, так и назывались. Дублирование полнейшее даже с государственными органами. Вместо того чтобы наладить взаимодействие с государственными и иными структурами правительства, мы создавали свою аналогию. Нам даже предлагают при себе открыть налоговую. Представляете, мы ломаем общую систему налогообложения, и как бизнесмену поступить? Сначала придет налоговик, потом другие, третьи, четвертые. Когда он будет работать? Мы не ценим время людей вообще. Бизнес должен работать в упрощенном порядке. Он должен понимать, что заплатит налоги и может работать.
- Сколько будет сокращено человек в рамках оптимизации структуры и какова экономия бюджета?
- На сегодня будет сокращено около 260 человек. Экономии в первое время не получится: мы должны будем компенсации выплатить. Но в дальнейшем будет большая экономия. А общее сокращение позже составит около 700 человек.
- Сразу после назначения вы обещали приступить к работе, которая не потребует больших ресурсов - освещению, парковкам, остановкам, ситуации на дорогах. Работа муниципальных парковок до сих пор не налажена.
- Работа по парковкам проводится. Мы внесли изменения в законодательство, передали в Жогорку Кенеш всю информацию. Без этого мы не можем вводить платные парковки. Давайте будем откровенны: все, что взималось, делалось в нарушение закона.
- Горожане выражали недовольство на счет транспортных остановок черного цвета, который у многих ассоциируется с трауром.
- Человек же не сам эту черную остановку поставил. Дизайн проекта, цвет - все было согласовано и утверждено в мэрии. Людям отдали их в аренду на 5 лет. Мне что, рейдерством заниматься? Люди затратили деньги, бизнесом занимались. Мы говорим об успешности города, и должны сделать отношения с бизнесом достаточно прозрачными и предсказуемыми. Очень легко ломать, но что взамен? Это же столько людей будет обижено. Мы должны выдерживать те обязательства, которые мэрия на себя взяла.
- Горожане регулярно жалуются и на несвоевременный вывоз мусора. Когда будет решен мусорный вопрос?
- Он будет решен только в том случае, если мы ускоримся по строительству мусоросортировочного завода. Как раз ведем переговоры с компаниями. Готовятся предтендерные документы. Завод обязательно будет построен. Деньги выделены - 22 миллиона евро.
- По незаконному строительству в парке Ата-Тюрка вы обещали провести расследование. Недавно депутаты выехали на очередное заседание, где выяснилось, что один из участков парка отдан в частные руки.
- Когда вам показывают государственный документ о регистрации частной собственности, это о чем говорит? О самозахвате? Нет. Как я могу пойти и забрать у человека его землю? А незаконные постройки мы сносим, особенно легкие конструкции.
- Ну это понятно. А что со спорными объектами, теми, что возведены в парковых зонах?
- Никто никогда не будет вкладывать деньги без подтверждающих документов. У всех есть основания - земля является либо собственностью, либо находится в аренде. У всех есть правоустанавливающие документы. Как они выдавались, я не знаю. При Усенове, знаю, возбуждались уголовные дела. Рассматривали в Верховном суде. Мы эту тему должны либо закрыть, либо признать ее. Мы ее муссируем-муссируем, но решения нет. Потому что Верховный суд Кыргызской Республики принял решение. И другого решения быть не может. Либо мы должны опротестовать его, тогда извините, это уже не полномочия мэра. Мы должны жить по каким-то условиям, правилам игры. Кто выдавал землю, когда - надо все поднимать... Следствие было, уголовные дела возбуждались. Что дальше?
- А вы что предлагаете? Закрыть тему?
- Помните, мы выезжали в Карагачевую рощу? Премьер-министр ставил перед нами задачу - определить границы основных парков. Мы начали этим заниматься, но столкнулись с одной интересной вещью. Правоустанавливающие документы у людей есть. Как мы должны признать границы: по Генплану или определить новые? Новые границы я не уполномочен определять. Мы будем вносить это предложение в правительство. Но не думаю, что и кабмин сможет решить данный вопрос.
- Выходит, замкнутый круг?
- Заколдованный круг, да. Поэтому нужно сохранить хотя бы то, что есть сегодня. А дальше решать вопросы правоустанавливающих документов. Но очень многое должно решаться не на уровне мэрии.
- Правоохранительных органов?
- Конечно. И практически по всем землям они уже работают.
- Что оказалось самым сложным за 9 месяцев?
- Знаете, с развитием столицы проблем нет. У нас очень активное население. Люди приносят идеи, очень хорошие идеи. Может, иногда абсурдные: строительство метро в Бишкеке, к примеру. Но есть очень простые и легко реализуемые предложения. Мы настроены на то, что мэрия должна начинать оперативно срабатывать непосредственно с населением. Но сколько людей, столько и мнений.
Большая проблема - с функционированием, жизнеобеспечением города. Почему? Структура взаимоотношений была очень интересной. Допустим, дороги являются собственностью мэрии, стоят на балансе «Тазалыка». При этом есть еще одна структура - «Бишкекасфальтсервис», которая должна непосредственно заниматься эксплуатацией, ремонтом и содержанием этих дорог. Но она сторонний наблюдатель этого процесса. Теперь мы начинаем передавать ей эти дороги. То есть функции были распределены непонятно. Причем, логику этих отношений я так и не понял.
- Пресс-служба мэрии регулярно сообщает о смене кадров. По каким принципам вы набираете свою команду?
- Кадры меняются не сильно, это вы зря говорите. Для нас ключевым является наведение порядка в муниципальной собственности. Мы поставили нового человека в управлении, он начал работать, никого не менял. Но после этого начали вылезать те же самые дела, которые творились до этого. Поэтому одного заместителя убрали, второго. А шанс был дан всем: перестраиваться и работать на город. Не устраивает, хотите денег? Идите в бизнес. А здесь не бизнес.
Мы очень осторожно идем по кадрам. Даем шанс людям. Как бы мы ни хотели, но чтобы создать новый кадровый потенциал, нужно время, у нас его нет. Поэтому идет осторожная, кропотливая работа с сотрудниками.
- А родственников в команду взяли?
- Нет, иначе это давно стало бы известно. Я человек такой, что у меня нет родственников, которые работают сегодня в мэрии. И в таможне, когда работал, тоже не было.
- Какую бы оценку вы поставили себе по 5-балльной шкале?
- В зависимости от тех задач, которые мы ставим, я бы оценил удовлетворительно. Поймите, вы нам ставите задачи и считаете, что мы вашей градации должны соответствовать. Мы-то себе другие цели ставим.
- Какие?
- Допустим, изменить систему управления, наладить взаимодействие с госорганами, бизнес-проекты. В одночасье изменить что-то нереально. Сегодня мы больше времени тратим на жизнеобеспечение. Сделали план финансирования до конца года. Раньше такого не было. Теперь мы знаем, когда, кому и что мы заплатим. В июне-августе, к примеру, все средства практически «съедались» на отпускные. А это пик, когда средства нужны на строительство. Но так бюджет заложен, это надо менять, диверсификация нужна. При формировании бюджета 2015 года мы будем очень осторожно подходить.
Эта работа системная, и она ведется. Ее не видно, и вы никогда не заметите. Но для компаний, с которыми мы работаем, все стало предсказуемо. Я не говорю, что мы идеальны. Мы не смогли добиться еще того, что любое правонарушение будет наказано в любом случае, не сегодня, так завтра-послезавтра.
- А когда мы будем жить в зеленом, успешном, комфортном и безопасном городе, о котором вы так много говорили после назначения?
- Вы уже живете в зеленом городе, может, не настолько комфортном, но работа ведется.