01:22
USD 84.71
EUR 102.58
RUB 1.17
Бишкек-24

Как сложить пазл «народ + власть»?

В Бишкеке прошел первый Урбан форум. Многочисленные активисты, пожелавшие в нем участвовать, озаботились главным - как преобразить любимый город, как сделать его современным и ориентированным на горожан.

Центр и периферия

Столица продолжает стремительно расти, и соответственно увеличивается число жителей и проблем. Основная головная боль как для чиновников, так и для бишкекчан - повсеместная незаконная застройка.

«В столице не решены проблемы выкупа земельных участков и поквартальной застройки. Застройщики покупают участки и сразу же начинают возводить многоэтажные дома. При этом не учитывается ни их расположение, ни расстояние между зданиями, ни отсутствие инфраструктуры. И никого не смущает, например, что между окнами двух стоящих рядом домов просвет составляет не более 5-6 метров. Делается все, чтобы получить максимум жилой площади с одного квадратного метра земли. Это приводит к образованию каменных джунглей», - пытается образумить чиновников от градостроительства член Союза архитекторов КР Бейсен Кариев.

И если центр города страдает от бурной хаотичной застройки, то периферия стонет от собственных проблем. Всего в столице 48 новостроек, в которых лишь частично налажена инфраструктура - есть только вода и электроэнергия, а природный газ, тепло и канализация отсутствуют. Нет тут дорог, объектов сервиса и услуг. Да и сами дома могут развалиться в результате землетрясения. Зато новостройки могут похвастаться новыми школами и детскими садами. Но это не достижение, а скорее необходимость. Городские власти вынуждены создавать условия для новых столичных жителей.

Отвечать за незаконные действия застройщиков в одиночку мэр Кубанычбек Кулматов не собирается. Реакцией на критику главы столичного муниципалитета стали ответные обвинения.

«У членов градсовета отсутствует ответственность за принимаемые решения. И выступающие тоже туда входят. Все застройщики проходят через этот орган. Вы их видите, знаете все проекты и правила застройки. Почему тогда вы не отказываете им? Вы не хотите брать ответственность за свои решения. Если бы каждый сразу задумывался над последствиями, то таких проблем, как сейчас, не было бы», - возмутился Кубанычбек Кулматов.

Архитекторы обиделись и в свою очередь обвинили во всем пресловутый генплан столицы. Дескать, не было 16 лет в Бишкеке главного градостроительного документа, от того и все проблемы - самозахват земель, незаконная застройка. Новый документ, принятый в 2006 году, тоже не решает своей основной задачи.

«Многие говорят, что генплан должен быть представлен на всеобщее обозрение. Но большинству жителей это ничего не даст. Для начала его нужно адаптировать для простого жителя», - уверен руководитель мастерской генплана Бишкека Жыргалбек Асаналиев.

Развязка или автобус?

От проблем застройки участники дискуссии перешли к другой насущной проблеме столицы - пробкам на дорогах. И здесь, как выяснилось, незаконная застройка играет свою роковую роль.

«Одна из главных проблем столичных новостроек - транспорт. Город распланирован так, что спальные районы находятся в одной части, а рабочие места в другой. Это постулаты урбанистской хартии, которая позже была раскритикована. Многие города построены по этому принципу. В результате утром и вечером вся центральная часть Бишкека стоит в пробках», - говорит Бейсен Кариев.

И как же быть? Все подвластно науке. Для любого города можно посчитать, сколько квадратных метров асфальта общего пользования приходится на один автомобиль. Там, где автомобильному транспорту удобно ездить, на одно авто приходится 200 метров асфальта. Там, где трудно передвигаться на личном транспорте, - 90-100 метров.

«Для Бишкека, к сожалению, я таких данных не нашел. Для регулирования транспортной системы городов азиатского типа, куда входят и Москва, и Бишкек, не подходят европейские рецепты решения проблемы. Нужны сингапурские правила. Там глава государства однажды сказал, что на одну тысячу жителей будет приходиться 200 автомобилей и не больше. И эту норму они искусственно поддерживают. Жесткие правила, но для тесных городов азиатского типа другого выхода нет», - уверен директор института экономики и транспортной политики Высшей школы экономики (город Москва, Россия) Михаил Блинкин.

Смелое заявление. Но в Бишкеке попытки жестко ограничить число автомобилей могут закончиться третьей революцией. Проблему лучше решать более мягкими методами. Например, создавать современный и комфортный общественный транспорт. Ну, или новые автомобильные развязки и подземные парковки.

«Развязка в современном городе - самый дорогой способ передвинуть затор со старого места на новое. Строительство развязок для разгрузки дорог выгодно бизнесменам, но не простым горожанам», - говорит Михаил Блинкин.

В погоне за чистым воздухом

Стоя в пробке, можно насладиться видами гор, которые открываются при проезде центральных улиц. Но успокоить расшалившиеся от томительного ожидания нервы видами родных просторов бишкекские автолюбители могут крайне редко. Самые красивые «обзорные площадки» загорожены рекламными растяжками. Ну а что? Городу не до комфорта, деньги нужно зарабатывать на всем.

«Бишкек беден на рекреационные территории. У нас всего две реки - Аламедин и Ала-Арча, а также канал БЧК. Во всем мире территории, которые прилегают к рекам, используются для отдыха. Это самая благоприятная территория шаговой доступности для отдыха. Там дуют бризы, которые очищают наш загазованный воздух. Но у нас эти территории застраиваются», - сетует Бейсен Кариев.

А если гости из зарубежья приехали? Что показывать? На ум приходит только два варианта - поездки на Иссык-Куль и в горы. А вот гиды-практики уверены, что и в Бишкеке есть что показать иностранцам. И национальным колоритом удивить тоже можно - на Ошском рынке. Да-да, именно там продают курут, сухофрукты и различные сувениры.

«Многие не понимают, зачем водить туристов на Ошский рынок. А мы стараемся обзорную экскурсию по центру Бишкека заканчивать именно там. Поверьте, туристы не смотрят, как организована торговля. Их интересует сам факт существования подобного рынка. В Европе под рынками понимают совсем другое явление. Это наша особенность», - говорят гиды-практики.

Но популяризации таких экскурсий мешает отсутствие стоянок для туристического транспорта в центре Бишкека. Экскурсия длится часа полтора. Иностранцы не выдержат столь длительную пешую прогулку в 30-градусную жару. Разве что маршрут прокладывать вдоль точек торговли национальными напитками.

Власть + народ = диалог?

В столице Кыргызстана много активных граждан. Они готовы не только предложить идеи для улучшения жизни в городе, но и сами их реализовать. Была бы поддержка мэрии. У мэрии схожие приоритеты в работе. Но пазл «власть + народ» в Бишкеке никак не собирается воедино. Люди и чиновники крайне редко пересекаются на одном пространстве. В основном, когда случается конфликт.

«Ключевая проблема не только в Бишкеке, но и во всем Кыргызстане - низкий уровень доверия населения к власти. Одной из причин является плохое качество предоставляемых услуг и невозможность населения влиять на процесс. Система так построена, что нет реакции граждан на нарушение правил жизни», - констатирует эксперт Асылбек Чекиров.

«Озвученные экспертами проблемы, среди которых еще и законодательные коллизии и недостаточное финансирование, - это суровая реальность. Форум - это не попытка найти их решение. Нам нужно просто увидеть, как решались эти проблемы в других городах, чтобы не повторять ошибок», - поделился своими впечатлениями с ИА «24.kg» мэр Кубанычбек Кулматов.

Бизнес