07:25
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Бишкек-24

Фрунзенский планетарий: нет повести печальнее на свете

Недавно мне довелось услышать занимательный диалог подростков. Один из них говорил, что хотел бы оказаться среди австралийских аборигенов и научить их пользоваться всеми благами цивилизации. «Прикинь, - говорил он товарищу, - как бы им понравилось смотреть телик или в инете полазить. Они бы обалдели». Ему было невдомек, что человеку для пользования такими сложными устройствами необходим соответствующий уровень культуры, и информационной в том числе; что интерес к познанию, к размышлению, к поискам нового воспитывается в человеке с малых лет. Думаю, миссионера из него бы не вышло. Скорее аборигены научили бы его охотиться на кабана, да и все его технические новинки приспособили для своих первобытных хозяйственных нужд.

Так уж совпало, что проходили мы в это время по центру города, мимо давно закрытого и обветшавшего планетария, напоминающего сарай. Я не удержалась и спросила: «Ребята, а вы знаете, что это за здание?» В ответ они только отрицательно помотали головами. К сожалению, современные дети уже и не помнят, что до того момента, как страна обрела независимость, в столице много лет подряд планетарий был одним из очень значимых центров интеллектуального досуга горожан.

Помним! Гордимся!

Обычно такие слова, окрашенные пафосом, произносят в связи с подвигом ветеранов Великой Отечественной. Но в нашей общей советской истории есть и другие страницы, которыми можно и должно гордиться. Одна из них - хорошее образование и воспитание детей и подростков, продуманная организация их отдыха.

Свои замечательные страницы в эту виртуальную книгу доброй памяти вписали и сотрудники фрунзенского планетария. Словарь Ожегова так расшифровывает значение этого слова: «Планетарий - зрелищное и научно-просветительное учреждение, где при помощи устройства показывается искусственное звездное небо».

Очень важные слова в этом определении - зрелищное и научно-просветительное. Как говорится, два в одном. Немного в мире заведений, которым удается совместить эти две ипостаси в своей работе. А у нас такое было!

К вершинам информации

В последние годы в связи с растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества и личности часто говорят о так называемой информационной культуре человека.

Одной из ее составляющих является потребность в постоянном и систематическом самообразовании. Чтобы не оказаться на обочине, не утратить свою конкурентоспособность на рынке труда, людям в течение всей жизни приходится руководствоваться формулой «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь». На памяти одного поколения появляются и исчезают несколько технических открытий. Чтобы овладеть ими, человеку приходится организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Привычка к этому вырабатывается в течение многих лет, с раннего детства. Ее наряду с домашним воспитанием, со школой и библиотекой формирует и планетарий, пробуждая интерес к познанию, делая это ненавязчиво, радостно.

Именно такие учреждения отшлифовывают в человеке умение общаться, вести диалог, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, находить в потоке информации ценное, важное, необходимое, думать и выбирать, а не просто заглатывать любую информационную жвачку. В цивилизованных странах это поняли давно.

Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене (Германия) в 1925 году, в Западном полушарии (Чикаго, США) - в 1930 году. В СССР первый планетарий был открыт в Москве в 1929 году. Во Фрунзе - в 1974 году. Как говорится, не в самых первых рядах, но в хвосте не плелись. Все-таки столица.

В помещении был республиканский центр естественно-научной пропаганды, здесь читались лекции-сеансы по астрономии, физике, космонавтике, наукам о Земле, научному атеизму (было и такое!). Здание имело два зала: звездный (на 60 человек) и кинозал (на 120). Это была очень важная городская площадка.

Увы, нынешним жителям столицы Кыргызстана о планетарии приходится говорить в прошедшем времени: был, работал, воспитывал, пробуждал...

«И звезда с звездою говорит»

«Когда наступает вечер и небо темнеет, на нем, как маленькие бриллиантики, рассыпанные на черном бархате, появляются звезды», - так в свое время начинала рассказ о жизни звездного неба лектор планетария Татьяна Викторовна Петрович.

«Больше всего ребята, которые приходили на экскурсию, любили слушать легенды о возникновении созвездий, например, про Большую и Малую Медведицу. А вечером они уже самостоятельно отыскивали их на небе, любовались, радовались своим знаниям и потом передавали их по цепочке. И простоя у нас в работе не было. Помимо того, что было налажено организованное посещение планетария школьниками - и городскими, и приезжими, в выходные и праздники к нам заходили отдыхающие в парке горожане и гости столицы. Утомившись под знойным солнцем, они просто отдыхали в нашем прохладном зале телом и душой, слушали наши рассказы с удовольствием и, уходя, обязательно благодарили», - вспоминает Татьяна Викторовна.

«Помимо запланированных лекций, которые были привязаны к школьной программе учащихся, и демонстрации научно-познавательных фильмов, например, «Приключения капельки воды», слайдов, мы работали и со случайно зашедшими посетителями. Они рассматривали в фойе модель первого искусственного спутника Земли в натуральную величину, «космические» барельефы на стенах... Наберется человек десять, проводим всех в зал, а там словно волшебство наступает: открывается звездное небо... Не помню, чтобы люди не ахнули, чтобы не прокатилась по рядам волна удивления, - говорит моя собеседница. - Ничего лучшего для детей в этом плане придумано не было. Я очень любила свою работу. Наши рассказы расширяли кругозор подростков, будили в них жажду познания. И происходило это словно играючи».

«Плевок в детство»

Так называется статья жителя города Фрунзе по поводу разрушения и разграбления любимого им в школьные годы планетария, которому в 2014 году исполнилось бы 40 лет с момента открытия. Он разместил статью в Интернете. Мы позволим себе пространные цитаты из нее, потому что они очень выпукло демонстрируют то, что было в столице, и то, что есть в настоящее время.

«Когда-то, давным-давно, - пишет он, - в другом государстве и в другом городе, я ходил в астрономический кружок, который собирался два раза в неделю во Фрунзенском планетарии, вели его «планетарские» методисты и студенты-физики. Было нас там человек 20. Делали доклады, учились управлять мудреной цейсовской техникой, обсуждали последние «небесные новости»... Возраст - самый разнообразный, я, к примеру, был в 5-6 классе».

По дороге домой, уже в автобусе, пацаны занимали место у заднего широкого окна и всю дорогу обсуждали важные вопросы - «происхождение Земли и Вселенной, теорию и практику любительского телескопостроения, особенности наблюдения метеорных потоков...»

«Первый раз я попал в планетарий с отцом, наверное, классе в третьем, - вспоминает автор. - В четвертом отец подарил мне самодельный телескоп. Острый период увлечения астрономией длился с 4 по 8 класс, потом как-то все сошло на нет. Но любовь к небу, понимание законов, им управляющих, чувство благоговения перед бесконечностью и величием мироздания остались... как и вполне практический навык с ходу назвать любую из ярких звезд, к уважению благодарных слушателей(ниц)».

«Ныне вход в звездный лекторий закрыт, - печально констатирует он. - Что там внутри - даже не хочется думать. А сегодня проходил мимо, дай, думаю, подойду поближе, может быть, спутник разгляжу. Разглядел... Внутри не осталось ни-че-го... Голые ободранные стены. Битое стекло (разбиты даже окна, выходящие на улицу). Похороны».

Даешь молодежь!

Нарисовать более печальную картину едва ли возможно. Однако если вспомнить, что было в этом помещении в лихие 90-е, когда, казалось, все словно с ума сошли в поиске денег и приключений, то черных красок еще прибавится. 

Тогда в этом удачно расположенном в центре города небольшом, но хорошо оборудованном здании предприниматель устроил дискотеку: куда доходнее, чем звезды за копейки показывать, да и сколько дел можно провернуть под шумок... Потом вроде там был клуб для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Тоже правильно, не детям же отдавать самое лучшее.

Признаемся, много лет назад мы уже попытались узнать, кому же принадлежит здание, кто же счастливчик, отхвативший такую «конфетку». Тогда нас серьезно предупредили, чтобы мы не совали свой нос, куда не следует. С тех пор опубликовано столько секретов, раскрыто столько афер и махинаций, обнародовано столько документов, что наши вопросы кажутся просто детскими.

Сегодня нам по-прежнему хочется узнать, кому принадлежит здание планетария, имел ли собственник право сменить его профиль и возможно ли вернуть помещение в муниципальную собственность. Эти вопросы мы адресуем мэрии Бишкека, депутатам столичного парламента и лично новому градоначальнику Кубанычбеку Кулматову.

На кону наши дети. Несколько поколений, сформированных под лозунгами алчных 90-х и принявших за чистую монету лживые постулаты этого времени, уже называют потерянными людьми. И в этом есть горькая правда.

Хочется напомнить отцам города, что культура человека не формируется на голом месте, она обусловлена характером и уровнем развития общества. В Кыргызстане, и это с прискорбием приходится констатировать, уровень развития общества упал до отметки, вызывающей беспокойство.

Бизнес