11:18
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Бишкек-24

Правила, написанные кровью

Убогое состояние дорог столицы - словно боль в сердце каждого бишкекчанина. Тема, о которой и стар, и млад поведает тысячи печальных историй, отчитает муниципальные власти да еще выльет ушат помоев на сотрудников ГУБДД за недобросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей. И все по делу.

Вместе с износом дорожного полотна ветшает и разметка на дорогах. И если центральные или так называемые правительственные трассы муниципальные власти все-таки стараются содержать на должном уровне, то о периферийных даже никто и не вспоминает. Чиновники делают вид, словно их вообще не существует. В результате повышается аварийность на дорогах и страдают простые люди, все чаще оказываясь под колесами ретивых «железных коней».

Нам не дОроги дороги

Пешеходный переход, вернее, то, что от него осталось, на одном из отрезков улицы Кулатова между улицей Ибраимова (Правды) и Жукеева-Пудовкина - очевидное следствие полнейшего чиновничьего разгильдяйства или, выражаясь сленговым языком, тотального «пофигизма». Зебры здесь, кажется, никогда и не было, а дорожный знак, указывающий на наличие перехода, вовсе спрятался за разросшимися ветками деревьев. Безответственные водители здесь чувствуют себя как рыба в воде - вольготно и независимо. Конфликты, скандалы и наезды на пешеходов здесь далеко не редкость. И таких примеров в нашем небольшом городе пруд пруди.

Совсем недавно мэр столицы Иса Омуркулов лично инспектировал работу управления капитального строительства. Именно они осуществляют ремонт и профилактические мероприятия на дорогах. Работу управления градоначальник подверг резкой критике. Он посетовал на то, что плохо нанесли краску разметки, толщина полотна асфальта меньше, чем должна быть. И это на главных улицах?! Критика эта, надо сказать, более чем оправдана. Однако, как гласит пословица, рыба гниет с головы. Власти сами должны контролировать ситуацию, а в нашей стране, где для многих законы порой вообще не писаны, делать это надо особенно жестко и регулярно.

Начальник управления капитального строительства Марат Мияров, объясняя некачественную работу своего ведомства, всю вину сваливает на ГУБДД, сетует на то, что бюджет был принят слишком поздно. «Раньше разметкой занималось ГУБДД, сейчас - мы. Поздно был проведен тендер, в результате подрядчик закупил краску низкого качества. По паспорту оно великолепное, а на деле очень плохое, эти подрядные фирмы мы уже занесли в черный список», - оправдывается глава управления. Вот только подобные детские отговорки вряд ли обрадуют горожан. Да и не поверят они им. Явно попахивает смрадным коррупционным душком. Возникает вопрос и к тендерной комиссии: почему конкурс был проведен наспех, а краска не была должным образом испытана на профпригодность?

- Как же быть с разметкой пешеходных переходов на периферийных улицах, особенно на нерегулируемых участках? - задаю я резонный вопрос.

- Конечно, это очень больной вопрос, - отвечает Марат Мияров. - От этого напрямую зависит жизнь наших граждан. Но не от нас все зависит. Заказы делает ГУБДД: какие улицы они укажут, те и будем размечать. К примеру, на последний тендер нам выделили 6 миллионов сомов. Этих денег хватило на то, чтобы провести работы всего лишь на 6-7 улицах». 

Стрелочники

В ГУБДД нам сказали, что ситуация с разметкой и дорожными знаками в столице им хорошо знакома. Управлением дважды в год, весной и осенью, проводится обследование дорог. Но тут же признали, что это их ахиллесова пята. Правда, ответственность на свои плечи за бардак на дорогах взять побоялись. Стрелки перевели на мэрию, что неудивительно. «Мы проводим обследование и направляем предписание в мэрию, губернаторам, акимам, что в таком-то месте необходимо провести разметку. Мэрия, обладминистрация нам не выделяет средства. Если бы они выделили деньги, мы быстро бы установили дорожные знаки. На это у нас есть управление монтажного строительства - там имеется отличная техника. Все упирается в отсутствие денег», - ответили в ГУБДД. Подобными отписками народ сыт по горло...

Международный опыт

В большинстве развитых стран мира вопрос о разметке дорог даже не стоит. К работе тамошних дорожников не придерешься: все линии видно четко, движение по ним обеспечивает безопасность. Да и внедрение современных технологий в дорожную инфраструктуру не топчется на месте, напротив, идет семимильными шагами по восходящему вектору. Главная цель подобных инноваций - охрана человеческой жизни. Там это уже давно осознали. Разработчики предлагают новейшие образцы светофоров, не одно десятилетие повсюду стоят камеры видеонаблюдения с фотофиксацией момента нарушения ПДД. А недавно дорожники Великобритании продемонстрировали технику из разряда Hi-tech. Когда загорается красный свет светофора, перед водителями вырастает лазерная стена ярко-красного цвета на всю полосу, за которую уже точно никто не посмеет выехать! А для нарушителей предусмотрены не только штрафные, но и уголовные санкции. И все это сделано для того, чтобы пешеходы без страха и риска перешли улицу.

Конечно, сравнивать нас с ними не совсем корректно: там и деньги на дороги выделяются значительные, и службы работают как часовой механизм, да и коррупция низкая. Но кто нам запрещает поставить во главу угла высшую ценность - человеческую жизнь? В развитых странах начали именно с этого. Статистика - дама суровая, она говорит правду, и для нас крайне неприятную. По последним данным Всемирной организации здравоохранения, показатели смертности от дорожно-транспортного травматизма во всем мире очень высокие. Кыргызстан среди стран Европы и СНГ по числу пострадавших на дорогах уверенно расположился в первой пятерке.

В свое время создание и внедрение в систему безопасности дорожного движения знаков, пешеходных переходов, светофоров было вынужденной мерой, направленной на снижение смертности на дорогах. Чиновникам в Кыргызстане давно пора бы вспомнить о том, что система дорожного регулирования буквально написана человеческой кровью. Даже в отсутствие денег можно начать с самого главного - прежде всего, научиться уважать друг друга. Когда каждый участник движения, будь то водитель или пешеход, начнет соблюдать элементарные правила, риск убить человека или погибнуть самому постепенно начнет стремиться к нулю.

Бизнес