22:19
USD 84.52
EUR 100.51
RUB 1.15
Бишкек-24

Ремонт дорог. Эх, ремонт, эх, дороги…

Городские службы бесконечно проводят ремонт дорог в Бишкеке, а результатов их труда не видно: только латают дыры, чтобы замылить глаза горожанам. В этом году дорожники освоили новую технику восстановления дорожного полотна - шероховато-поверхностную обработку (ШПО). Однако не везде соблюдаются технология и правила. При этом не исключено, что отмываются миллионы.

Технология «Made in KG»

Поверхностная обработка - технологический процесс устройства на дорожных покрытиях тонких слоев с целью обеспечить шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость и плотность покрытий. Зачастую ее проводят двумя способами: традиционным - с раздельным распределением материалов и синхронным распределением вяжущего состава и щебня.

Чтобы восстановить дорогу любым из способов, необходимо очистить поверхность от пыли и грязи, провести ремонтные работы, разлить вяжущий состав, распределить щебень, укатать его. Главной составляющей покрытия является битум или эмульсия, которые подбираются в зависимости от типа дороги и погодных условий. Кроме того, важно не забыть в жаркую погоду смочить дорожное полотно водой, чтобы прибить пыль.

В Кыргызстане об этих правилах, наверное, не знают, либо изобрели собственный способ. На днях на участке улицы Шабдан Баатыра от проспекта Чуй до моста начали поверхностную обработку: дорогу попросту засыпали щебнем. По всей видимости, подрядчики забыли разлить не только битум, но и воду. От пыли видимость на трассе упала до нуля, жители выходили на улицу в марлевых повязках. Кроме того, на участке не установлены дорожные знаки, ограничивающие скорость движения, как того требуют правила. Что уж говорить, у нас свой способ восстановления дорог.

Следует отметить, что состояние данного участка было удовлетворительным. А вот часть улицы Курманжан датки от моста и до улицы Горького нуждается в капитальном ремонте. Но ее пока не внесли в план дорожных работ.

Благими намерениями...

Начальник Управления капитального строительства мэрии Бишкека Марат Мияров признал, что технология ШПО не была соблюдена до конца. В частности, не произведено обеспыливание щебня. «В Бишкеке экспериментальные участки были сданы еще в прошлом году. Мы делаем ШПО не по технологии Министерства транспорта и коммуникаций. Там берут фракцию щебня 10-20 миллиметров, а мы используем 5-10 миллиметров. Проводя такую обработку трасс, мы хотим отойти от ямочного ремонта. Многие возмущаются, что его проводят не на должном уровне. Дороги начинают разрушаться, а ШПО помогает продлить срок эксплуатации на 3-4 года. Ежегодно миллионы сомов тратятся на ямочный ремонт, а после поверхностной обработки на 80 процентов снижается необходимость ремонта. По такой же технологии мы хотим сделать второстепенные дороги в Бишкеке», - рассказал он ИА «24.kg».

Начальник УКС также чувствует за собой вину, что принес неудобства горожанам, которые были вынуждены дышать пылью. «Обеспыливать щебень очень дорого, денег жалко. Но, несмотря на это, в следующем году учтем эту оплошность. Многие обвиняют нас в отмывании денег. Но кому приятно, что мэрия каждый год проводит ямочный ремонт? Пора выходить на современный уровень», - отметил Марат Мияров.

По его словам, ШПО проводится на тех улицах, на дорожном полотне которых отмечается разрушение. Новая технология пришлась как нельзя кстати, чтобы спасти трассу и продлить срок ее службы. Участок на Шабдан Баатыра решили засыпать щебнем по этой же причине. «Движение по улице очень интенсивное. По проекту она рассчитана на 15-20 тысяч машин в сутки, а фактически по ней проезжает 100 тысяч. В результате полотно быстро изнашивается. Стоит подождать пару дней, щебень укатается, и покрытие не будет отличаться от нового асфальта. Это доказано наукой. Напротив рынка «Мадина» дорога вообще пришла в негодность, покрытие начинается крошиться. При повороте большегрузных машин на асфальте появляются волны. Простому обывателю проблему не видно, но специалисты все замечают и устраняют неполадки. Причем из городского бюджета на эти цели не выделено ни сома. Но нам не дают спокойно работать. Как только мы начали делать обработку на улице Московской, прибежали прокуроры с проверкой. Мы просим дать нам возможность использовать новые технологии. Все хотят проверять, но никто не может помочь», - добавил начальник УКС.

Между тем в текущем году дорожные работы завершились. На 2013-й УКС запланировало посыпать щебнем улицы ниже БЧК, в микрорайоне «Аламедин-1», Рабочем городке, в южных микрорайонах, если, конечно, мэрия даст добро и выделит деньги.

Засыпать и укатать

У специалистов в области строительства дорог своя правда. Председатель Ассоциации инженеров Кыргызстана Талант Садакбаев рассказал ИА «24.kg» о нарушениях, которые были выявлены при обработке дорог. «ШПО применяют для того, чтобы создать шероховатость на трассе, когда покрытие становится гладким. Специальная машина одновременно разбрызгивает битум и разбрасывает щебень. Дело в том, что исходный материал должен быть подготовлен для работ, также должны соблюдаться нормы его расхода. Эта технология применяется только на старых дорогах. Но в Бишкеке ШПО сделали на улицах Шабдан Баатыра, Рыскулова, Московской, Медерова, где полотно уложено несколько лет назад. Почему подрядчик делает все за свой счет? Не прошло и двух лет, как улицы начали разрушаться, поэтому ему пришлось переделать работу, чтобы не было видно трещин», - пояснил он.

Кроме того, фракция щебня слишком мелкая, его обеспыливание не проводилось. «Это желательно проводить на заводе, обрабатывая щебень битумом. Тогда он быстрее укатается. ШПО делали без соблюдения температурного режима. На улице Московской работы начались сразу после дождя, а на Шабдан Баатыра - в сентябре, когда температура воздуха опустилась ниже, чем требуемая по технологии. На новых трассах поверхность и так шероховатая, поэтому делать поверхностную обработку нет необходимости», - считает Талант Садакбаев.

Выходит, дороги построили с нарушениями, а теперь, чтобы скрыть недостатки, их посыпают слоем щебня? Есть над чем задуматься и проверяющим службам. Почему дороги, которые должны служить 6-8 лет, уже через 2 года приходят в негодность? Неужели все от интенсивности движения или существуют более весомые причины?

Бизнес