13:17
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88
Большой тираж

У временного правительства Киргизии истекает время, пишет

«Российская газета». Обстановка в Киргизии, на юге которой летом происходили масштабные столкновения, остается напряженной, с приближением выборов она еще более обострилась. Инциденты и стычки происходят то тут, то там.

За власть борются 29 партий. Предвыборная гонка сопровождается дикими заявлениями ее участников. Вице-премьер Азимбек Бекназаров публично выразил убежденность, что «предпочтение избирателя должны определять деньги». Председатель партии «Союз ССР» сравнил избирательную кампанию со Сталинградской битвой. Противники новой власти проинформировали о своей готовности к борьбе, если результаты выборов им покажутся подтасованными.

«В стране политический и правовой беспредел, и в таких условиях говорить, что выборы в парламент пройдут честно и открыто, было бы смешно и наивно. Сегодняшняя политика отдельных наших деятелей усугубляет и без того непростое положение в государстве и увеличивает пропасть между севером и югом», - говорит директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.

Новые руководители республики возлагали надежды на референдум. Летом он состоялся. И дал ход конституционной реформе. Полномочия президента были серьезно урезаны, Киргизия превратилась в парламентскую республику. Власти думали, что теперь-то народ успокоится, жизнь вернется в нормальное русло. Но нет, новая Конституция сама стала полем политической брани, а по ходу парламентской гонки - полем брани предвыборной. Против смены формы правления с президентской на парламентскую выступают политические партии, чьи лидеры в разное время были у власти, пока не попали под каток революции.

Что говорить, система власти, до сих пор существовавшая в Киргизии, была далека от западных демократических стандартов. Правда и то, что Бакиев, будучи президентом, узурпировал власть, наделил доходными должностями родственников и друзей, в их же интересах произвел передел собственности. Все это новыми властями было истолковано как издержки, присущие президентской форме правления. Правка Конституции носила, таким образом, конъюнктурный характер. Хотя не случилось бы ничего страшного, если бы Основной закон здесь вообще не меняли. Конституционный строй, каким бы он ни был, сам по себе не гарантирует стабильности. Все решают договоренности внутри элиты.

Москва проявляет сдержанность в контактах с нынешним официальным Бишкеком. И старается диверсифицировать своих политических партнеров в Киргизии.

Кто бы ни победил на выборах в киргизский парламент, новый Основной закон страны надолго останется предметом политических ристалищ. Лишь бы борьба вокруг Конституции не вышла за рамки конституционного поля.

http://www.rg.ru/2010/10/08/vizhutovich.html

Бизнес