15:00
USD 84.56
EUR 100.60
RUB 1.16
Большой тираж

Боевые лазеры перестают быть только предметом научной фантастики, рассказывает

«Взгляд» (Россия). Глава Генштаба Николай Макаров подтвердил, что в России ведутся работы в области лазерного оружия. В последнее время Агентство по противоракетной обороне США провело целый ряд испытаний противоракетного лазерного оружия.

Начальник Генштаба отметил, что говорить о характеристиках российского боевого лазера «пока преждевременно». Между тем известно, что работы по лазерному оружию наземного и воздушного базирования ведутся еще со времен СССР, примерно с середины 1960-х годов. Среди объектов, на которых проводились работы в области лазерной ПРО, чаще всего фигурировал расположенный на территории Казахстана полигон «Сары Шаган» близ озера Балхаш. Там, по некоторым сведениям, проводились этапы работ по программам «Терра» (создание лазерного оружия в интересах ПРО) и «Омега» (боевой лазер для ПВО). Работы на казахстанских полигонах свернуты в 1990-х, теперь там остаются лишь объекты российской системы предупреждения о ракетном нападении.

Кроме того, с 1981 года в СССР проводились испытания аэромобильного лазера на самолетах-лабораториях А-60 (другое название - 1А, создан на базе военно-транспортного Ил-76МД). Всего построено три самолета, из которых в настоящее время в пригодном к полетам состоянии находятся два. По непроверенным данным, в 1984 году с борта А-60 лазером впервые поражена реальная воздушная цель, однако это была не ракета или беспилотная мишень, а свободно дрейфующий высотный аэростат.

Считается, что самолет А-60 оснащен импульсным газодинамическим лазером на основе углекислого газа мощностью 1 МВт разработки ИАЭ имени Курчатова. Чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Предполагалось, что аналогичной установкой будет оснащена тяжелая боевая космическая лазерная платформа 17Ф19Д «Скиф-Д» (где литера «Д» означает «Демонстрационный») разработки КБ «Салют». В дальнейшем планировалось создание тяжелого перехватчика 17Ф19С «Скиф-Стилет», оснащенного кластером из 10 инфракрасных лазеров. Транспортной системой для платформы весом более 50 тонн предполагалась ракета-носитель «Энергия», но в связи с закрытием данной программы закрыт и проект перехватчика.

Очевидным, реальным и уже заявленным назначением лазерных авиационных систем мегаваттного класса является реализация на их основе передового эшелона противоракетной обороны - уничтожение ракет противника непосредственно после старта, в период работы двигательной установки. Подобное решение обладает массой преимуществ: упрощается задача селекции истинных и ложных целей, обеспечивается падение обломков ракет вблизи района пуска - немаловажное достоинство в случае перехвата БР. О дальности перехвата ракет информации приводится немного - обычно указывается, что она составляет многие сотни километров. В любом случае этот параметр следует оценивать по результатам реальных испытаний.

http://vz.ru/society/2010/9/22/434561.html

Бизнес