16:15
USD 86.80
EUR 91.06
RUB 0.82
Большой тираж

Зарубежные СМИ о парламентских выборах в Кыргызстане.

Дайджест

 

Зарубежные СМИ о парламентских выборах в Кыргызстане. Дайджест

 

Практически ни одно российское издание не обошло своим вниманием итоги парламентских выборов в Кыргызстане. Все это сопровождается комментариями, оценками экспертов и прогнозами.

 

«Киргизским властям неуютно без оппозиции», - пишет газета «Коммерсант» (Россия). По предварительным итогам воскресных выборов в Киргизии, в парламент проходит только пропрезидентская партия «Ак Жол», набравшая 48,8 процента голосов. Ее конкуренты оказались вне игры из-за ноу-хау киргизского ЦИКа: чтобы попасть в парламент, нужно было не только перешагнуть пятипроцентный барьер, но и получить поддержку не менее 0,5 процента избирателей в каждом из регионов. Это вызвало негодование оппозиции, пригрозившей акциями протеста.

 

Между тем власти Киргизии, похоже, и сами не в восторге от перспективы иметь однопартийный парламент. Победившая партия «Ак Жол» уже обратилась в Верховный суд страны с требованием отменить спорный полупроцентный порог. Уже сегодня судьям предстоит решить, окажутся ли все 90 депутатов новоизбранного парламента представителями пропрезидентской партии или их все же разбавят оппозиционерами из «Ата-Мекена». Судя по всему, проблема может быть урегулирована в пользу последних. Вчерашние заявления лидеров «Ак Жола», а также представителей президентской администрации говорят о том, что власти настроены допустить в парламент несколько оппозиционеров, чтобы снизить накал страстей внутри страны. «Говорить о том, что парламент будет однопартийным, рано», - заявил вчера заведующий юридическим отделом администрации Курманбека Бакиева Бектур Зулпиев.

 

«Киргизия сдала «тест на демократию»: получился однопартийный парламент», - пишет газета «Время новостей» (Россия). О том, что парламент страны может оказаться однопартийным, накануне выборов предупреждал бывший госсекретарь Киргизии Адахан Мадумаров, которого, впрочем, это не сильно пугало. Мадумаров входит в первую пятерку президентской партии «Ак Жол» и, очевидно, займет один из руководящих постов в парламенте.

 

Правда, руководитель правового отдела администрации президента Киргизии Бектур Зулпиев считает, что рано говорить о том, что парламент будет однопартийным. Чиновник указывает на возможность того, что уже сегодня Верховный суд страны примет решение об отмене полупроцентной нормы, что откроет дорогу в парламент партии «Ата-Мекен».

 

Бывший министр иностранных дел республики, президент киргизского Института общественной политики Муратбек Иманалиев заметил, что в этом случае, «несмотря на очевидные махинации и подлоги, активно применявшиеся в ходе выборов, возникновение двухпартийного парламента в Киргизии объективно сможет отражать политическую палитру страны». Если же парламент окажется однопартийным, считает г-н Иманалиев, «это приведет естественным образом к консолидации оппозиции, оказавшейся полностью внепарламентской». Учитывая возрастание протестного потенциала населения в первой половине 2008 года в связи с резким скачком цен на топливо и продовольствие, полагает экс-глава МИД Киргизии, всю вину за это оппозиция возложит на власть - как исполнительную, так и законодательную.

 

«Самая «свободная» страна Центральной Азии влилась в семью автократий», - считает газета РБК daily. Вчера Киргизия подвела итоги выборов в новый парламент. Впервые в истории независимой Киргизии, которая считалась самой демократичной страной Центральной Азии, существует большая вероятность того, что парламент будет однопартийным. Но даже если этого не случится, доминирование партии власти в нем останется абсолютным.

 

Политический кризис в Киргизии, где расположены военные базы РФ и США, продолжается с 2005 года. Запад не сумел воспользоваться плодами «тюльпановой революции» и проигрывает влияние на Бишкек России, Китаю и Казахстану. Это отражается на политическом стиле президента Курманбека Бакиева, который ради сохранения власти забыл «цветное» прошлое и стал завинчивать гайки.

 

Оценки наблюдателей отражают геополитическое соперничество в регионе. Представители ШОС и СНГ признали выборы легитимными. По словам представителей ОБСЕ, голосование не соответствовало демократическим стандартам. «Ата-Мекен» угрожает власти волнениями в Оше и Иссык-Куле, но Бакиев и сам понимает, что перегнул палку: теперь отмены полупроцентной региональной нормы требует уже партия власти. Принять решение по иску «Ак Жола» Верховный суд должен сегодня.

 

«Отмена регионального барьера была бы полезна для имиджа Киргизии, — сказал заведующий отделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. — Закрывать глаза на однопартийный парламент в Казахстане Западу помогает нефть, а в Киргизии ее нет. И если США промолчат из-за базы, то Евросоюз может урезать Бишкеку финансовую помощь». Годовые гранты ЕС составляют всего $100—120 миллионов, но для киргизской элиты, которая их делит, это большие деньги. Кроме того, новая стратегия ЕС в Центральной Азии предполагает выделить странам региона более 1 миллиарда евро в течение пяти лет. Бишкек рассчитывает на 20 процентов этой суммы, но может не получить их, пояснил эксперт.

 

«Киргизы стали казахами. В том, что касается парламентаризма», - кратко подводит итоги выборов газета «Московский комсомолец» (Россия). Вторая половина года в странах СНГ ознаменовалась серией парламентских выборов. Они прошли в Казахстане, на Украине, у нас и в Киргизии. В президентском Казахстане в парламент попала лишь одна проправительственная партия. В разгульно-демократической Украине условные большинство и оппозиция набрали почти равное количество голосов. В России, при количестве прошедших партий, равном украинскому результату, итог все же получился ближе к казахстанскому — абсолютная власть в парламенте у одной партии власти. Кыргызстан, номинирующий себя как молодое демократическое государство, мог выбрать если не украинский, то хотя бы российский путь. То есть, формально допустив в Жогорку Кенеш партии три, оставить за пропрезидентской партией большинство. Но получился казахстанский результат…

 

«16 декабря в Киргизии прошли первые в истории страны выборы в парламент по партийным спискам. Эксперимент можно считать неудавшимся: единственная партия-победитель вынуждена спешно придумывать причину, по которой в парламент попадут представители других киргизских партий, дабы соблюсти формальные демократические принципы», - констатирует журнал «Эксперт» (Россия).

 

«Победа партии «Ак Жол» - народ добровольно отказывается от перемен?», - задается вопросом газета «Комсомольская правда» (Россия). После оглашения итогов недавних выборов в Госдуму российский политолог Леонид Радзиховский изрек мудрую фразу: «В интересное время мы живем - в отличие от многих других демократических стран у нас даже ребенок может точно спрогнозировать итоги любых выборов, будь то парламентские либо президентские». Кыргызстан, по-видимому, в число вышеуказанных демократических стран не входит, так как у нас, как и в соседней «великой и могучей», любой мало-мальски смыслящий в политике человек (а у нас таковых чуть ли не 99 процентов населения) тоже может точно спрогнозировать итоги любых выборов. К примеру, накануне досрочных парламентских выборов все, начиная от заумных политологов, заканчивая продавщицами семечек на рынке в жилмассиве «Ак-Босого», уверяли, что убедительную победу на них одержит провластная партия «Ак Жол». И не потому, что эту партию в стране обожают и боготворят, а потому что мы живем вот в такое интересное время…

 

Успех «Ак-Жола», по большому счету, достигнут в основном из-за того, что у партии власти не оказалось реально сильных конкурентов. Многие кыргызстанцы не пошли на выборы, потому что даже не знали, за кого же им голосовать. Партии «Ар-Намыс» и СДПК подвели их лидеры, которые, в свое время побывав во власти, снискали у народа не самую лучшую славу. А главный конкурент «Ак Жола» – партия «Ата-Мекен» - и вовсе стал главным разочарованием политсезона. В период предвыборной агитации социалисты-оппозиционеры так и не смогли выдвинуть ни одну свою собственную конструктивную идею, предложить экономически обоснованную программу развития страны, а построили всю свою агитацию лишь на критике власть имущих.

 

Станет победа «Ак Жола» триумфальной либо пирровой, покажет время. В любом случае на данном этапе развития страны подобный результат явился для страны исторической закономерностью. Стоя перед выбором: либо перемены, либо стабильность, Кыргызстан выбрал последнее. Видимо, руководствуясь латинской мудростью «De duobus malis minimum eligendum» – «Из двух зол выбирают меньшее».

 

«Рядовым киргизам надоели политические потрясения, не прекращающиеся с марта 2005 года, когда произошла «тюльпановая революция», - считает интернет-издание «Сегодня» (Россия). «Что будет, то будет», — говорят они.

 

«Результаты выборов в Киргизии могут быть опротестованы», - пишет «Независимая газета» (Россия). Киргизия вновь оказалась в цейтноте. ЦИК республики еще не успел огласить итоги состоявшихся в воскресенье парламентских выборов, как выяснилось, что они могут быть опротестованы. Все дело в региональном барьере, который, наряду с общереспубликанским, обязаны преодолеть партии, чтобы пройти в парламент. Как показал понедельник, это не по силам даже партии власти.

 

«Мираж киргизской «революции» рассеялся», - пишет газета Le Monde (Франция). Тюльпаны увяли. Улицы Бишкека теперь наполняет не аромат этих цветов, давших имя «революции» марта 2005 года, а горький запах демократического разочарования. Прошедшие 16 декабря парламентские выборы в Киргизии не вызвали энтузиазма у населения, живущего в ужасающей бедности, особенно в сельской местности.

Основная интрига выборов заключалась в том, удастся ли президенту Курманбеку Бакиеву, пришедшему к власти благодаря событиям марта 2005 года, создать вертикаль власти по российскому образцу, тогда как оппозиция выступает против его слишком расширенных полномочий. «Схожая тенденция наблюдается во многих странах СНГ: переход от робкой демократии к довольно авторитарному режиму, – отмечает Медет Тюлегенов, директор бишкекского отделения Фонда Сороса, поддерживающего различные культурные программы. – Следует отметить нейтралитет народа, которому нужна, в первую очередь, стабильность, в том числе и стабильность власти».

 

Президент Курманбек Бакиев был одним из главных действующих лиц «революции тюльпанов», позволившей добиться ухода его предшественника Аскара Акаева, возглавлявшего страну четырнадцать лет. Избранный в июле 2005 года Бакиев обещал бороться с коррупцией и предоставить большие полномочия парламенту. Однако эти обещания не были выполнены. В 2006 году, по оценкам организации Transparency International, страна занимала 142-е из 163 мест по уровню коррупции.

 

«Революция тюльпанов» в Киргизии благополучно завершена», - соглашается интернет-издание Политком.Ру. Большинство, полученное в парламенте спешно созданной пропрезидентской партией, умеренная оппозиция, все же попавшая в Жогорку Кенеш и самим фактом своего существования демонстрирующая успешное развитие киргизской демократии, оставшиеся за бортом высшего законодательного органа партии противников президента - все это говорит о выдающемся аппаратном успехе Курманбека Бакиева.

 

Бакиев оказался верным учеником Акаева. Вместо того чтобы дать оппонентам возможность получить маленькие, но доходные фракции в новом парламенте и выступать с трибуны Жогорку Кенеша с критикой недемократической власти, президент Киргизии выгоняет их на улицу - то есть туда, где был сам перед свержением законного президента страны. И кто помешает элите, выждав какое-то время для демонстрации отсутствия сдвигов в жизни населения, свергнуть еще одного законного президента? Досрочные парламентские выборы, таким образом, могут означать не конец, а только начало «революции тюльпанов» - ведь на постсоветском пространстве революции нередко растягиваются на годы.


Бизнес