09:59
EUR 95.39
RUB 0.96
Большой тираж

Физики доказали пророчество Эйнштейна, пишут

«Дни» (Россия). Международной группе физиков по итогам 15 лет экспериментов удалось совершить прорыв в доказательной области теории относительности Альберта Эйнштейна. Двум нобелевским лауреатам удалось точно измерить замедление времени, предсказанное Эйнштейном в 1905 году.

Авторитетное издание Physical Review Letters опубликовало итоги 15 лет исследований, которые проводила группа под руководством нобелевского лауреата по физике Теодора Хенша, директора Института квантовой оптики Макса Планка. Результат измерений замедления времени на высокой скорости по точности в пять раз превзошел предыдущее исследование той же группы ученых, опубликованное в 2007-м. По сравнению с другими методами определения релятивистского замедления времени точность оказалась и вовсе в 50-100 раз выше.

Еще в 1905 году в рамках специальной теории относительности Альберт Эйнштейн впервые сформулировал принцип релятивистского замедления времени. По нему в движущемся теле все физические процессы происходят медленнее, чем в неподвижном. Поэтому, если взять двое одинаковых часов, одни поместить в космический корабль и отправить в полет на высокой скорости, а другие оставить на Земле, после возвращения первых часов окажется, что они по сравнению с неподвижными отстают. Это, в частности, означает, что потенциальные космические путешественники будущего будут стареть медленнее, чем их современники на Земле.

Чтобы подтвердить принципы Эйнштейна, Хенш и Планк в качестве космического корабля использовали ускоритель элементарных частиц Центра по изучению тяжелых ионов имени Гельмгольца. А роль часов сыграли ионы лития, которые разгоняли до 1/3 скорости света. С помощью лазеров специалисты измеряли частоту, с которой электроны внутри ионов переходили между разными энергетическими уровнями. Эти колебания, ставшие своеобразным «тиканьем» часового механизма, сравнили с аналогичными у ионов, остававшихся в покое. В итоге ученые не только лишний раз убедились, что на высокой скорости все процессы протекают медленнее, но и смогли оценить степень замедления.

Понимание эффекта замедления времени уже сегодня имеет большое практическое значение. Например, этот фактор учитывается в спутниках Глобальной системы позиционирования (GPS), которые корректируют свои часы по сравнению с земными на 38 микросекунд в день для повышения точности анализа навигационной информации. В настоящее время эта цифра основана на математических расчетах. Но вскоре Европейское космическое агентство планирует проверить степень замедления в реальных условиях. Для этого в 2016 году в рамках экспериментального проекта ACES на международную космическую станцию отправятся сверхточные атомные часы.

Несмотря на то что у специальной теории относительности всегда находились критики, пытающиеся поставить ее под сомнение, математические расчеты эффекта замедления времени лежат в основе всех фундаментальных физических теорий. Многие работы с природными объектами и лабораторные эксперименты уже подтвердили правоту Эйнштейна. Однако точность предыдущих измерений оставляла желать лучшего, и долгое время ученые искали способ ее повысить.

Бизнес