12:42
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Большой тираж

Внутренний рынок Казахстана будет испытывать дефицит топлива минимум до 2019 года, пишет

Vласть (Казахстан). «Наши модернизации НПЗ можно сравнить со столь же нескончаемым ремонтом наших дорог. Тратятся огромные суммы бюджетных и заемных средств, но дороги как были разбитые, так ими и остаются. Аналогичная ситуация и с НПЗ. Они периодически модернизируются. Однако если в России практически все заводы выпускают Евро-4 и Евро-5, то мы все «кружимся» вокруг Евро-2. При этом в РФ перерабатывается около половины от объема добываемой нефти, у нас же эта доля застыла на уровне 18 процентов», - говорит аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов.

Он отметил, что к тому же сроки завершения модернизации (когда на НПЗ будет перерабатываться 18,5 миллиона тонн сырья и производиться нефтепродукты класса Евро-4 и Евро-5) с 2015 года сдвинуты на 2018-й. «Таким образом, внутренний рынок нефтепродуктов будет испытывать дефицит топлива как минимум до начала 2019 года», - уверен аналитик.

По его мнению, три казахстанских нефтеперерабатывающих завода не дают топливо того количества и качества, которые необходимы потребителю. Сергей Смирнов напомнил, что отечественные НПЗ суммарно производят 1,9 миллиона тонн бензина Аи-92 (при потребности в 2,8 миллиона тонн) и около 4 миллионов тонн дизельного топлива (при потребности в 4,6 миллиона тонн), а дефицит покрывается импортом из России.

«Правительство запоздало с модернизацией этих НПЗ», - уверен эксперт.

Он отметил, что Министерство энергетики Казахстана планирует увеличить объемы переработки нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах на 90-100 тысяч тонн, но «здесь существует проблема». «Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ. Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти», - пояснил аналитик.

Смирнов считает, что сложившаяся в стране ситуация с ГСМ - «результат системных ошибок профильного министерства, которое в течение всех лет независимости не только не может наладить эффективное управление нефтеперерабатывающей отраслью и обеспечить страну необходимыми объемами качественных ГСМ, но и даже создать предпосылки для стабилизации на топливном рынке».

«Тем не менее в ближайшее время повышение цен - единственный действенный на сегодня способ стабилизации на топливном рынке. К примеру, возможен вариант (учитывая различное качество топлива) сохранения регулируемых цен на отечественный бензин и установления свободных на российский. Это позволит также активизировать процесс модернизации отечественных НПЗ», - заключил он.

http://vlast.kz/article/vnutrennij_rynok_kazahstana_budet_ispytyvat_deficit_topliva_minimum_do_2019_goda_mdash_jekspert-7107.html

Бизнес