Vласть (Казахстан). «Наши модернизации НПЗ можно сравнить со столь же нескончаемым ремонтом наших дорог. Тратятся огромные суммы бюджетных и заемных средств, но дороги как были разбитые, так ими и остаются. Аналогичная ситуация и с НПЗ. Они периодически модернизируются. Однако если в России практически все заводы выпускают Евро-4 и Евро-5, то мы все «кружимся» вокруг Евро-2. При этом в РФ перерабатывается около половины от объема добываемой нефти, у нас же эта доля застыла на уровне 18 процентов», - говорит аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов.
Он отметил, что к тому же сроки завершения модернизации (когда на НПЗ будет перерабатываться 18,5 миллиона тонн сырья и производиться нефтепродукты класса Евро-4 и Евро-5) с 2015 года сдвинуты на 2018-й. «Таким образом, внутренний рынок нефтепродуктов будет испытывать дефицит топлива как минимум до начала 2019 года», - уверен аналитик.
По его мнению, три казахстанских нефтеперерабатывающих завода не дают топливо того количества и качества, которые необходимы потребителю. Сергей Смирнов напомнил, что отечественные НПЗ суммарно производят 1,9 миллиона тонн бензина Аи-92 (при потребности в 2,8 миллиона тонн) и около 4 миллионов тонн дизельного топлива (при потребности в 4,6 миллиона тонн), а дефицит покрывается импортом из России.
«Правительство запоздало с модернизацией этих НПЗ», - уверен эксперт.
Он отметил, что Министерство энергетики Казахстана планирует увеличить объемы переработки нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах на 90-100 тысяч тонн, но «здесь существует проблема». «Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ. Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти», - пояснил аналитик.
Смирнов считает, что сложившаяся в стране ситуация с ГСМ - «результат системных ошибок профильного министерства, которое в течение всех лет независимости не только не может наладить эффективное управление нефтеперерабатывающей отраслью и обеспечить страну необходимыми объемами качественных ГСМ, но и даже создать предпосылки для стабилизации на топливном рынке».
«Тем не менее в ближайшее время повышение цен - единственный действенный на сегодня способ стабилизации на топливном рынке. К примеру, возможен вариант (учитывая различное качество топлива) сохранения регулируемых цен на отечественный бензин и установления свободных на российский. Это позволит также активизировать процесс модернизации отечественных НПЗ», - заключил он.
http://vlast.kz/article/vnutrennij_rynok_kazahstana_budet_ispytyvat_deficit_topliva_minimum_do_2019_goda_mdash_jekspert-7107.html