22:51
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Большой тираж

Узбекские авиалинии: «лишние» пассажиры приносят нелишний доход, пишет

«Фергана» (Россия). Мы уже писали о тех трудностях, с которыми сталкиваются пассажиры в Ташкентском международном аэропорту. Однако жесточайший контроль, сопровождаемый телесным досмотром и почти тюремным «шмоном» багажа, длиннющие очереди к паспортным и таможенным постам - это еще «цветочки». Гораздо печальнее то, что, пройдя все эти длительные и унизительные проверки, пассажир с билетом на рейс Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» (или Uzbekistan Airways) запросто может никуда не вылететь по причине нехватки мест в самолете.

Такое случается часто. Однако то, что произошло 24 апреля текущего года на рейсе HY-603 по маршруту Ташкент - Москва, не вписывается ни в какие рамки. В то утро «лишними» оказались более 40 пассажиров. Об этом сообщила одна из гражданок, не попавшая в самолет: «И сижу я в аэропорту. И не хватило мне места в самолете. Ведь читала же, что такое у нас случается, но не предполагала, что приду за 2,5 часа до регистрации, и нас останется около 40 человек без мест».

Как позже объяснили несчастливым пассажирам сотрудники авиакомпании, накладка произошла из-за того, что им пришлось отправить в первую очередь тех, кто не вместился в предыдущий вечерний рейс HY-601. А пассажирам, оставшимся с рейса HY-603, выдали «компенсацию» в сумме 36 тысяч 572 сума (чуть больше $12) и отправили вечерним рейсом.

Как, исходя из каких параметров и правил рассчитана компенсация и почему она выплачена в сумах, не совсем понятно.

Напомним, с некоторых пор узбекская авиакомпания продает узбекским гражданам билеты на рейсы в Россию только за доллары. Исключение составляют лишь некоторые, «бедные» слои населения вроде дипломатов и членов правительственных делегаций, которым разрешено приобретать билеты за национальную валюту.

Сегодня билет из Ташкента в Москву и обратно обходится примерно в $750. Отметим, что сама «Хаво йуллари» удерживает с пассажира штраф от 30 евро и выше за изменение даты полета, и 40 евро - за отказ от вылета.

Не прошло и двух недель, как журналистам ответил первый заместитель генерального директора Акмаль Акбаров. Он заявил, что «в связи с техническими неполадками воздушного судна с большей вместимостью, которое было в расписании на указанных рейсах, авиакомпания вынуждена выполнить полет на воздушном судне с меньшим количеством кресел, что, к сожалению, стало причиной задержки в перевозке части пассажиров».

Ответ заместителя гендиректора НАК звучал бы убедительнее, если бы не противоречил ответу заместителя директора Ташкентского международного аэропорта Равшана Тулаганова, который так объяснил ситуацию: «На самом деле авиакомпания продала на этот рейс больше билетов, поэтому 45 пассажиров остались за бортом. НАК вообще разрешила продавать на 10 процентов билетов больше».

Другой сотрудник НАК утверждает, что авиакомпания разрешила регулярно продавать сверх лимита аж 25 процентов билетов. В приватном разговоре сотрудники НАК и аэропорта Ташкента оправдывают подобную необходимость следующим образом: «По статистике какое-то число пассажиров сдает билеты в последний момент или не приходит (опаздывает) на регистрацию. Поэтому многие авиалинии продают какое-то небольшое количество дополнительных мест».

С другой стороны, продажей лишних билетов авиакомпания хочет обезопасить себя от депортируемых пассажиров. «Как мне объяснил работник одной авиакомпании, авиаперевозчикам разрешили продавать на рейсы из Узбекистана до 25 процентов больше билетов. Связано это с тем, что теперь депортированные ранее граждане будут сниматься с рейса в стране отправления, а не как ранее - при прилете», - пишет участник обсуждения проблемы в соцсетях, вероятно, имея в виду выросшее за последнее время число трудовых мигрантов, въезд которым в Россию оказался запрещен.

Хотя, если следовать такой логике, авиакомпания должна проверять ограничения в отношении будущих пассажиров еще при продаже билетов, а не в аэропорту. Впрочем, официально разрешение продавать билеты сверх лимита в авиакомпании опровергают. «Наша авиакомпания ни в чем не виновата. Это турагентства, которые заключают с нами договоры, продают лишние билеты. Они должны включать свою информацию о проданных лишних билетах в нашу систему, а так как они этого не делают, то пассажиры и отстают от рейса», - заявила пресс-секретарь НАК Феруза Курбонова.

Однако сотрудники авиакасс и турагентств тоже отрицают сверхлимитную продажу билетов. «Наше агентство имеет лицензию от нескольких авиакомпаний, в том числе и от НАК. Мы работаем строго в соответствии с системой: если система выдает отсутствие мест на рейс, мы не имеем никакой возможности выписать электронный билет. Нас строго проверяет НАК и сильно наказывает за нарушения», - говорит сотрудник одного из агентств Ташкента.

Казалось бы, после общественного резонанса в деле торговли билетами должен быть наведен порядок. Однако, несмотря на такой шум в прессе и в социальных сетях, через неделю после описываемого случая целых 20 пассажиров «не поместились» в самолет, отправлявшийся рейсом HY-101 по маршруту Ташкент - Рига - Нью-Йорк.

В беседах с ташкентцами выясняется, что такое и в самом деле случается часто. «Осенью 2012 года я не попала на рейс Ташкент - Тель-Авив, хотя первой прошла регистрацию, контроль на таможне, у пограничников и на посту безопасности. Меня сняли с рейса прямо при посадке в самолет. И тоже объясняли сверхлимитной продажей билетов. Это была явная ложь: когда я покупала билет за два месяца, то в системе уже не было мест на обратный рейс, и мне пришлось взять билет в бизнес-классе. Потом выяснилось, что в последний момент неожиданно на борт нагрянули какие-то ВИП-персоны. Пассажиров из бизнес-класса выгнали в эконом, ну а нас, 6 человек, вообще не пустили в самолет», - рассказала одна из жительниц Ташкента.

Кажется, в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится. Ни один из таких случаев не доходит ни до суда, ни до прокуратуры. Сотрудники НАК и аэропорта умеют «правильно» оформлять акты о «нештатной ситуации». Например, о том, что пассажир принял предложение о полете другим рейсом и получил хоть какую-то компенсацию, уже как бы снимает с НАК всякую ответственность.

С другой стороны, жалобы в суд на ущемление прав потребителя следует подавать не позднее тридцати дней со дня этого факта. В случае с авиакомпанией такой срок выдержать трудно, так как многие вылетают из страны более чем на месяц. Потому небрежному авиаперевозчику все сходит с рук.

Тем временем доходы узбекской авиакомпании постоянно растут. И чему тут удивляться?

http://www.fergananews.com/article.php?id=8134&utm_medium=twitter&utm_source=twitterfeed

Бизнес