14:01, 15 февраля 2024, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Для стимулирования профессионального роста учителей и повышения качества образования в школах в Кыргызстане ввели добровольную аттестацию педагогов. Кроме того, чиновники предлагают внедрить и обязательную. Поможет ли это улучшить ситуацию и не распугает ли оставшихся специалистов?
С тех пор утвердили и дополнили положение о порядке проведения аттестации. Установили и пересмотрели размеры надбавок за категорию. Однако массовым тестирование педагогов до сих пор не стало.
В январе 2024 года в Минобразования сообщили о 325 желающих пройти комплексную оценку уровня профессиональной компетентности. Больше всего добровольцев в Ошской, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях.
На первом этапе комиссия провела экспертизу представленных документов. В итоге почти 80 процентов учителей не прошли. Лишь 60 педагогов смогут проверить и доказать свои знания в ходе компьютерного тестирования 17 февраля.
Учитель второй квалификационной категории будет получать 2 тысячи сомов, первой — 3 тысячи, высшей — 5 тысяч сомов.
Руководство некоторых частных школ также рекомендует своим сотрудникам пройти аттестацию добровольно. Однако зарплата, по словам учителей, от этого больше не становится, поэтому желания аттестоваться, как правило, не возникает. В частном секторе свои критерии отбора кадров и оплаты.
Добровольная аттестация бесплатна. Если учитель не подтвердил категорию, он имеет право пройти повторное тестирование не ранее чем через год, но уже за деньги.
Чиновники внесли новую статью о том, что работники государственных и муниципальных образовательных организаций проходят не только добровольную аттестацию для присвоения квалификационной категории, но и обязательную — для определения деловых качеств работника и его продвижения по службе, определения его соответствия занимаемой должности.
По словам заместителя министра образования и науки Муратбека Касымалиева, если все учителя будут проходить аттестацию, то станет возможным вывести рейтинг каждой школы.
Этого не надо избегать или считать какой-то карательной операцией. Это не наказание, а лишь возможность составить рейтинг.
Муратбек Касымалиев
«Если где-то учителя будут иметь низкий рейтинг, мы сможем принять меры для их переподготовки и повышения квалификации», — сказал он в интервью 24.kg.
Планируется, что каждый учитель ежегодно должен уделять минимум 100 часов повышению своей квалификации.
«В среднем ежемесячно отводится по 10 часов на самостоятельное развитие. Надо доказать, чем занимался: может, методичку написал для саморазвития или наукой занимался, поступил в магистратуру или аспирантуру, предоставить сертификаты. Вот такие параметры будут учитываться, — пояснил Муратбек Касымалиев. — Обучаться можно в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, за рубежом или онлайн. Разницы нет, здесь свобода выбора».
«Мы тесно работаем с педвузами. Старшекурсники проходят практику в школах. Перед устройством на работу в качестве учителя они сдадут тестирование. Если не пройдут, будут снова готовиться, — сказал Муратбек Касымалиев. — Зачем нужны кадры с низкой квалификацией? Мы хотим, чтобы в школах показывали высокий уровень достижений, готовили обладателей «Алтын тамга» (аттестат особого образца. — Прим. 24.kg), олимпиадников, применяли в учебных процессах цифровые технологии».
Если современные учителя такие требования выполнять не могут, мы не дадим шанса заниматься преподавательской деятельностью.
Муратбек Касымалиев
При этом чиновник подчеркнул: без учителей после аттестации не останемся.
«Наоборот, они будут заинтересованы, — уверен Муратбек Касымалиев. — Будем заниматься переподготовкой кадров, предоставлять электронные учебные материалы, чтобы учителя творчески готовились к своим предметам и качественно работали. Создаем программы, планы и будем переучивать всех, у кого будут низкие показатели».
«Цель чиновников — повышение квалификации учителей и качества образования. Намерение благое, но аттестация должна быть или добровольной, или обязательной. Не может быть в документе и то и другое сразу», — подчеркнул он.
По мнению Алмаза Тажыбая, желающих пройти добровольную аттестацию среди педагогов будет не много, что связано со сбором необходимых документов. «Это бюрократия. Учителя будут волноваться не за процесс обучения детей, а как пройти аттестацию», — сказал он.
Эксперт отметил важную роль педагога в создании благоприятной атмосферы в классе. «В современном мире уже не так важны знания самого учителя. Он должен быть ментором, владеть методиками гуманной педагогики, чтобы обеспечить в коллективе здоровую атмосферу, создать равные возможности всем детям и наладить эмоциональные связи с учениками», — считает Алмаз Тажыбай.
Учителя же говорят, что одна система аттестации не поможет вернуть престиж профессии и тем более не решит проблему дефицита квалифицированных кадров.
По данным Министерства образования на октябрь 2023 года, в школах Кыргызстана не хватает 841 учителя, в том числе по точным наукам, русскому, английскому языкам и другим предметам. Повышение зарплаты педагогам в 2022-м ситуацию пока кардинально не изменило.