14:00, 24 января 2022, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
Министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев не устает проводить реформы. Многие из них встречают сопротивление медиков, общественности, но главу ведомства это не останавливает. «Критикуют того, кто хорошо работает», — говорит он и продолжает перекраивать систему на свой лад.
Уже традицией стало начинать новый год с реформы первичной медико-санитарной медицинской помощи. «11 января 2021-го, когда я начал реформу «первички», не хватало узких специальностей, не хватало никого. Все стали главврачами и замами. Мы подняли зарплату медикам, не беря из бюджета. Откуда взяли деньги? Оттуда, из оптимизации», — отметил Алымкадыр Бейшеналиев.
Тогда, напомним, из 125 медучреждений создали 43 Центра общеврачебной практики (ЦОВП) путем слияния, объединения территориальных центров семейной медицины с территориальными больницами, группами семейных врачей, стоматологическими поликлиниками и другими учреждениями. Уже тогда эксперты говорили, что такая оптимизация может привести к краху и параличу системы здравоохранения, но министра доводы не убедили. Хотя, вполне возможно, он их и не слушал, заявив, что лично принимал решение об оптимизации организаций здравоохранения, основываясь на своем почти 40-летнем практическом опыте.
И обещал, что оптимизация покажет свои результаты уже через два-три месяца. Однако реальных цифр и данных, подтверждающих позитивные результаты реорганизации, ни министр, ни ведомство не предоставили.
Этот год тоже начался с реформы «первички». Уже столичной.
Ранее в Бишкеке 19 центров семейной медицины были объединены в 4 районных ОЦСМ, теперь — в 10 территориальных. «Пока все отдыхали, мы провели реформу столичной системы здравоохранения. Город разделен на 10 участков. Центры семейной медицины объединили, назначили директоров 10 ЦСМ, которые с имеющимися филиалами будут обеспечивать полный охват медицинской помощью населения города», — объяснил чиновник и добавил, что общее количество поликлиник останется прежним — 19.
Происходящее в системе здравоохранения назвать реформой никак нельзя, уверена эксперт доказательной медицины Бермет Барыктабасова.
«Это, по моему мнению, профанация, подмена понятий. Начнем с того, что такое система здравоохранения? Это когда все ресурсы — человеческие, материальные — направлены на выполнение конкретных задач для достижения единой цели — охраны здоровья населения. Реформы необходимы, если система работает плохо или результатами ее работы недовольны основные пользователи услуг — пациенты, врачи и сами заказчики — правительство, население. Реформаторы ставят вопросы, как повысить эффективность и качество медпомощи, чего не хватает системе, что надо сделать, в какие сроки, какие исправить механизмы, которые не работают, и так далее. Это большая аналитическая работа и расчеты», — отметила она.
«А что у нас? Начинают менять, увольнять, сокращать, преследовать руководителей организаций здравоохранения, что вводит в стресс коллективы стационаров, ЦСМ, научных центров», — отметила она.
И это «жонглирование должностями» называют «реформой». Все эти манипуляции со службами: объединения, разъединения — такой бюрократический запутанный управленческий хаос. И называют это «оптимизацией»
Бермет Барыктбасова
«Скорее всего, многим известно, что «сверху» с регулярной периодичностью поступает формальная установка «сократить», «снизить», «уменьшить» бюджет, так как «денег в казне нет». Но ведь в системе здравоохранения и так крайний дефицит финансирования! При этом нынешний министр, по сути, исполняет давнишние распоряжения, что не удавалось другим предшественникам, и не намерен объяснять подоплеку своих действий, ни с кем не церемонится. Вот и кромсает, режет и кроит судьбы руководителей и целых служб с недюжинным рвением.
И что изменили смелые реформаторские решения? Улучшились показатели здоровья населения? Снизилась смертность? Коррупция исчезла? Высвобождены необоснованные траты ресурсов? Сколько? У него просто прикрытие — что он друг первого.
Бермет Барыктабасова
В республике семейная медицина внедряется с 1995-го. Во всех национальных программах по здравоохранению прописан приоритет «первички», но в реальности непродуманные реформы лишь усугубляют проблемы. Например, проведенное в прошлом году объединение поликлиник и больниц.
«В регионах, в частности из-за нехватки врачей, семейный принцип стал вставать на ноги. И тут это объединение, при котором они оказались на вторых ролях, потому что средства стали распределяться с ущемлением интересов «первички» в сторону стационарных служб и узких специалистов», — заметила Суйумжан Мукеева.
По ее словам, одна из причин этого в том, что реформы проводит одно лицо Минздрава без согласования с кем-либо.
«Ни одного министра или зама за последние 25 лет не было с первичного звена. Они суть «первички» не знают. А если человек не понимает что-то, то и делает неверные шаги. Ради кого и чего все эти «реформы» и «оптимизации» делаются? Хотя ясно — только не для охраны здоровья населения и не во благо самих медработников», — подчеркнула экс-директор Ассоциации групп семейных врачей и семейных медсестер.
Доказано, что врачи первичного звена могут решить 80 процентов проблем здоровья каждого человека без направления его в стационары.
Суйумжан Мукеева
Эксперты добавляют, что зачастую итоги проведенных реформ не анализируются ведомством, но при этом инициируются новые изменения.
«Взять создание в Бишкеке четырех объединенных ЦСМ. Анализ, какая была экономическая эффективность, логистическая, как от этого выиграло или, наоборот, проиграло население, никто же не проводил. Руководители филиалов ОЦСМ говорили, что их положение стало хуже. Ведь, как говорится, хозяин — барин, в первую очередь будет учитывать свои интересы. В то время как именно филиалы требуют поддержки: и материальной, и инструментальной. Получается, что объединяют, разъединяют, не спрашивая у тех же врачей «первички», что они думают об этом. Все решается где-то там, в кабинетах Минздрава», — говорит Суйумжан Мукеева.
Среди врачей, медсестер первичного звена много тех, кто уже вышел на пенсию, но продолжает работать. Многие из них остаются только потому, что понимают: замены нет.
«Молодежь просто не идет из-за низкой заработной платы, тяжелой работы. Даже несмотря на недавнее повышение зарплаты, все равно не хватает медиков. Поэтому на семейных врачей идет колоссальная нагрузка», — отметила она.
За рубежом один семейный врач обслуживает 1 тысячу человек. В Кыргызстане по нормативам на одного врача должно приходиться 1,5 тысячи населения, но фактически — от 2,5 тысячи до 18 тысяч в отдельных районах.
Суйумжан Мукеева
И, похоже, ситуация в ближайшие годы вряд ли улучшится. Лишь бы не ухудшилась от непродуманных и зачастую необоснованных реформ.