Почасовая оплата и паркоматы. Что еще ждет водителей в Бишкеке

10:00, 13 января 2022, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА

Мэрия Бишкека в очередной раз хочет навести порядок с парковкой машин в столице, в этот раз — через механизм государственно-частного партнерства. Муниципалитет уже запустил проект организации платных парковок и стоянок совместно с Центром ГЧП.

Почему столичные парковки были убыточными

В мэрии отмечают, что не ставят перед собой цель заработать дополнительно, а хотят навести порядок на столичных улицах, снизить количество ДТП и уменьшить количество личного транспорта на дорогах.

У нас цель — урегулировать процесс парковки, движения машин.

Первый вице-мэр Максатбек Сазыкулов

Собственно говоря, под этим соусом в муниципалитете преподносили депутатам БГК в 2018 году создание в своей структуре предприятия «Бишкекские парковки и стоянки». Но первые предложенные этим подразделением проекты положения по организации платных парковок и стоянок депутаты БГК раскритиковали.

В итоге спустя лишь год, в конце января 2020 года стоянки возле некоторых рынков стали платными, при этом временное положение утвердили практически через месяц — в феврале.

Тогда бывший мэр Азиз Суракматов говорил, что цель принятия положения — упорядочить дорожное движение в Бишкеке. «Достаточно выглянуть в окно и увидишь стоящие машины, которые загораживают половину полосы. Утром человек приезжает на работу, а машина целый день стоит и загораживает полосу. Если мы начнем работу, пусть это будет 25 или 40 сомов, если он будет знать, что будет платить в час эти деньги, то не оставит машину», — сказал он.

Хотя и прибыль тоже сулили. Бывший на тот момент вице-мэром Бактыбек Дюшембиев обещал, что ежегодно городская казна будет пополняться на 100 миллионов сомов. Однако этого не случилось. Более того, предприятие работало себе и бюджету в убыток. Этому в муниципалитете нашли оправдание. Но ни порядка, ни денег новое предприятие не принесло. По словам Максатбека Сазыкулова, в 2020 году на зарплату сотрудникам муниципального предприятия потратили около 7 миллионов сомов, а заработали «Бишкекские парковки и стоянки» чуть больше 5 миллионов.

«Только в прошлом году мы более-менее вышли на рентабельность, тем не менее проведенный аудит показал неэффективность работы предприятия. Кроме того, там были коррупционные механизмы, которые к тому же создали конфликтную ситуацию с парковщиками, но претензии они выставляли мэрии. Мы меняли там руководителей, однако положительного эффекта это не принесло. В итоге, проанализировав работу, к концу года созрели, чтобы пригласить частных партнеров и реализовать проект платных парковок», — отметил он.

Попытка номер...

Это не первая попытка мэрии реализовать проект государственно-частного партнерства в организации парковок. Одна из них закончилась уголовным делом. Тогда на разработку ТЭО муниципалитет потратил почти 10 миллионов сомов. «Но по заключению экспертов компания-подрядчик ТЭО не доделала, но деньги получила. По этому факту возбуждено уголовное дело, оно до сих пор расследуется — мы пока официальных результатов не получили. Однако мы намерены использовать те наработки, потому что просто так выкидывать 9,8 миллиона сомов тоже не можем. Сейчас создана комиссия по формированию новой политики в сфере парковок. До конца января все заинтересованные лица могут подать заявки. Мы их изучим совместно с центром ГЦП при Минэкономики и коммерции», — отметил Сазыкулов.

Второй факт неудачи — пилотный проект на улице Шопокова, который сопровождался постоянными скандалами, жалобами автовладельцев. Мэрия же признавала, что повлиять на частника никак не может. Дело даже дошло до суда. В итоге муниципалитету пришлось дожидаться, когда истечет срок аренды, чтобы вернуть паркинг себе. Не получится ли так, что инвестор в будущем начнет диктовать условия? В мэрии, по словам Максатбека Сазыкулова, такой вариант рассматривали, поэтому будут предлагать свои условия, которые он должен будет выполнить.

«Если они не будут их соблюдать, то будем расторгать договоры в одностороннем порядке», — отметил он.

Справедливая и современная

Первый вице-мэр добавил, что сегодня весь мир переходит к современным методам регулирования парковочного пространства. Мы тоже хотим, чтобы у нас был современный красивый город, чтобы были современные паркоматы, которые будут очень справедливыми.

Сейчас машина час стоит или день — оплата одна и та же взимается. Так не должно быть.

Максатбек Сазыкулов

Но пока, сколько будет стоить паркинг в Бишкеке в мэрии, сказать не могут. Говорят, что это будет известно после изучения предложений участников конкурса. Пока же говорят, что цена будет зависеть от района — в центре она будет выше. «У нас сегодня практически не регулируется парковка. Когда мы введем меры, повысим цены, мы снизим поток машин в центре примерно на 30 процентов. При этом мы будем вводить в базу данные местных жителей, они смогут парковать бесплатно возле своих домов», — добавил первый вице-мэр.

По замыслу мэрии, частник должен будет оборудовать парковки соответствующей инфраструктурой, в том числе паркоматами.

В будущем муниципалитет планирует строительство многоуровневых стоянок в разных районах столицы, и уже даже подыскивают места для них, но пока же все останется по старинке — парковать так и будут вдоль обочин.

Правда, в мэрии говорят, что стояночные места приведут в прилежный вид, нанесут разметку, если будет необходимость, обновят асфальт.

«Выгода проекта ГЧП заключается в том, что инвестор полностью берет на себя обязательства по улучшению, модернизации, постоянному техническому содержанию этих парковочно-стояночных мест. То есть мэрия будет получать свою долю от прибыли компании, направлять эти средства планируем на социальные нужды», — добавил Максатбек Сазыкулов.

Среди требований, которые мэрия выставляет потенциальным инвесторам, — снижение не менее чем на 30 процентов загруженности центральных улиц города от автомобильного трафика в будние дни и повышение не менее чем на 20 процентов пропускной способности улично-дорожной сети города в часы пик. Кроме того, ожидается, что реализация проекта позволит сократить поток личного автомобильного транспорта, въезжающего на территорию города до 10 тысяч автомобилей в сутки.

Но пока проект не заработает, на муниципальных парковках и стоянках продолжат взимать плату, несмотря на то что предприятие «Бишкекские парковки и стоянки» будет ликвидировано. Скорее всего, его преобразуют в отдел в одном из подразделений мэрии. Первые парковки по ГЧП могут появиться уже в апреле-мае.