«Жэньминь Жибао» (Китай). В 2011 году Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал доклад, где предполагал, что в ближайшие годы в Китае не будет стимулироваться рынок потребления, и китайцы по-прежнему будут предпочитать хранить заработанные деньги в банках, нежели их тратить. МВФ это объяснял тем, что в Китае нет надежных способов для частных инвестиций, за исключением кредитования.
С тех пор прошло 4 года, и с заключениями доклада нельзя согласиться целиком. Ожидается, что в 2015 году Китай станет вторым в мире после США крупным потребительским рынком. Но по количеству потраченных денег на человека Китай по-прежнему значительно отстает от стран Запада. В КНР основными потребителями являются молодые люди из больших городов. Пожилые в расходах скромны и предпочитают деньги копить, а не тратить.
С увеличением покупательной способности китайцы становятся все более требовательными к качеству товаров. Это и стало одной из причин, по которой они стали предпочитать китайским товарам зарубежные. По утверждению консалтинговой компании Bain, 10 крупнейших китайских брендов потеряли от 30 до 60 процентов клиентов в 2011-2012 годах.
Жители больших китайских городов, покупательная способность которых самая высокая в Китае, все чаще выезжают на шопинг за рубеж. Причем западные компании заметили, что китайские клиенты за границей охотнее покупают новые бренды, чем местные покупатели. Но далеко не всем китайским покупателям удается выезжать за границу на шопинг. Поэтому большинство потребителей покупают товары через интернет-сайты, не имея времени ходить по магазинам.
В России в 2013 году структура потребления населения в среднем похожа на структуру потребления в США и Великобритании. Почти половину бюджета россияне тратили на услуги, а 40 процентов - на непродовольственные товары (одежду, обувь и электронику).
Разница российского рынка потребления с западными в том, что россияне значительно больше тратят денег на одежду и бытовую технику. Эксперты это объясняют тем, что спрос на эти товары в России крайне далек от насыщения.
Как и китайцы, россияне предпочитают приобретать товары зарубежных брендов, потому что, по их мнению, они лучше качеством. Кроме того, среди россиян популярны шоп-туры.
Из-за того что Россия в этом году вошла в период стагнации и курс рубля начал падать, это больно ударило по бюджетам российских потребителей. В связи с этим они стали реже ездить за границу и больше средств вкладывать в потребительский рынок. Если в начале года россияне тратили на покупки до 80 процентов дохода, что сравнимо с кризисом 2009-го, то к концу года показатель должен увеличиться. По мнению аналитиков, это стандартная реакция на рост нестабильности на финансовых рынках и в банковском секторе, а также на опасения относительно сокращения реальной зарплаты.
http://russian.people.com.cn/n/2014/1222/c31516-8826051.html