Кыргызстан шагнул навстречу своему биометрическому будущему. Тендерная комиссия 4 июля провела процедуру вскрытия тендерных заявок на закупку оборудования и программного обеспечения для сбора биометрических данных населения. А 1 сентября стартует сам процесс их сбора.
Конкурс начался со скандала. Чиновники поделились с прессой информацией о том, что один из участников саботирует предстоящий тендер. Компания разослала всем претендентам открытое письмо, в котором ставила под сомнение честность и прозрачность конкурса. Название «возмутителя» чиновничьего покоя в ГРС озвучить отказались.
Однако ИА «24.kg» выяснило, что письмо написано компанией Scytil. Ее директор по развитию бизнеса в странах СНГ Алексей Личковах ставит под сомнение подготовку тендера и сопровождающие его процедуры. Он даже предложил другим претендентам направить жалобы в Антикоррупционную службу ГКНБ, МВД, Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями, Генпрокуратуру и антимонопольное агентство с требованием «признать этот тендер недействительным (не соответствующим требованиям законодательства и международным стандартам)».
«Карты» раскрыты
Члены тендерной комиссии пребывали в рабочем настроении, несмотря на жару и более счастливых коллег, уже отправившихся в отпуск.
Ее председатель Бактыбек Секимов демонстрировал прилив сил, готовность работать не покладая рук и желание удовлетворить любопытство журналистов. Да так, что прямо во время вскрытия тендерных заявок и изучения документов компаний-претендентов встал и ушел давать интервью местной телекомпании.
Первым претендентом, чей пакет вскрыла комиссия, оказалось ОсОО «EDAPS». Компания представила все документы, за исключением финансового отчета за 2013 год. Ее представитель пояснил, что независимый аудитор подготовит его только к середине июля.
Конверт монгольского ООО «Интерактив» отчего-то вызвал восторг у консультанта Жылдыз Базыкеевой. «Посмотрите, все так хорошо сделано!» - восхитилась она и приступила к изучению содержимого. Как выяснилось, монгольская фирма идет в тандеме с компанией «Саммит компьютер технолоджи». У второго конкурсанта также выявлены погрешности. Документ о наличии оборотных средств «Интерактив» представил в виде информации, а нужно в виде баланса. Документы субподрядчика «Саммит компьютер технолоджи» оказались в порядке.
Затем комиссия долго не могла решить, насколько соблюдены процедуры и законные требования у «Интерактива», представитель которого запоздало представил доверенность (после начала тендера в 14.00).
«Я спрашивала: доверенность прилагать к остальным документам? Вы же мне ответили, чтобы я принесла ее на вскрытие», - обратилась женщина к комиссии.
Все та же неугомонная Жылдыз Базыкеева взялась убеждать, что все в порядке. Она была так энергична, что даже заместитель председателя ГРС Дастан Догоев послушно следовал наставлениям консультантки. Он послушно зачитывал бумаги и согласно кивал головой.
А Жылдыз Базыкеева продолжала мужественно защищать монгольскую компанию, уже обращаясь ко всем членам тендерной комиссии: «Юристы есть среди вас? На первом же этапе договоры не подписываются!»
Один юрист точно нашелся - сам председатель тендерной комиссии, который выбегал раздавать интервью тележурналистам. Бактыбек Секимов, по совместительству статс-секретарь ГРС, то ли постеснялся публично дать юридическую оценку возникшему спору, то ли не уловил красную нить разбирательства. Он забросал коллег вопросами. Тогда новые вопросы возникли у остальных. Всех волновало, как зафиксировать в протоколе данную ситуацию.
И вновь огонь приняла на себя мужественная Жылдыз Базыкеева. Заметно волнуясь, она в который раз разжевывала комиссии, что нарушений в поданной доверенности нет. Все то ли устали, то ли не хотели выглядеть глупее Жылдыз Базыкеевой, но в конце концов сделали вид, что поняли, о чем речь, и вскрытие тендерных заявок продолжилось.
Документы компании из Германии Giesecke&Devrient GmbH вызвали только один вопрос: при вскрытии заявки комиссия не обнаружила свидетельства о ее регистрации. Но оно нашлось, когда пригласили представителя компании.
Поставить в КР спецоборудование для биометрического проекта пожелала еще одна немецкая компания - Muhlbauer High Tech International. Ее пакет оказался в полном порядке.
А вот французская Gemalto S.A. отзывы о компании представила без перевода. Некоторые члены комиссии поинтересовались наличием доверенности. Консультант устало ответила, что про доверенность она ранее сказала. Никто спорить не стал, требовать показать - тоже. Двинулись дальше.
Пакет документов южнокорейской Dongbu CNI Co Ltd. оказался не в порядке: конверт одной копии оказался открытым. Но Жылдыз Базыкеева призвала всех не поддаваться жаре и усталости, а быть бдительной, как она сама.
«Вы же все видели: конверт только что сам расклеился», - почти гипнотически обратилась она к членам тендерной комиссии, не спуская с них своих прекрасных глаз. И комиссия энергично закивала головами.
Выяснилось, что эта компания идет субподрядчиком другой фирмы - «Интегрейтед Энерджи». Часть документов оформлена на одну компанию, часть на вторую. Южнокорейского представителя попросили внести ясность. Он внес, рассказав, что... «Найджент Ко Лимитед» - это сокращенное название Dongbu CNI Co Ltd. Тендерная комиссия, было заскучавшая, взбодрилась: путаница с названиями разбудила всех. Депутат Галина Скрипкина предложила отложить рассмотрение документов и изучить их позже.
На страже объективности и честности вновь оказалась консультант Базыкеева. Она строго напомнила, что отложить рассмотрение никак нельзя, иначе у других участников такие действия комиссии могут вызвать сомнение. На том и успокоились.
Израильская компания SuperCom Ltd. представила только один конверт с документами. Часть их не имела перевода.
Свидетельство о регистрации австрийской компании OeCD International не было нотариально заверено, а у ее субподрядчика Vision-Box Systems отсутствовали финансовые документы за 2013 год. Ее представитель пояснил, что в Австрии финансовый год заканчивается 31 марта.
Документы еще двух французских компаний - MORPHO и OBERTHUR TECHNOLOGIES - вопросов у комиссии не вызвали. Зато первая вызвала интерес у прессы.
Журналисты живо обсуждали новости о том, что ранее Парижский суд оштрафовал французское управление по аэронавтике и группу по защите компании SAFRAN за подкуп нигерийских государственных чиновников с целью выигрыша национального контракта по производству национального удостоверения личности. SAFRAN владеет брендом Morpho, который специализируется на биометрических технологиях для идентификационных карт и разработке приложений для правоохранительных институтов. По французскому законодательству подкуп иностранных должностных лиц является уголовным преступлением.
«Мы не комментируем ложную информацию, и очень жаль, что вы пользуетесь ею. Компания Morpho никогда не была оштрафована Парижским судом, а за ее представителей я не могу говорить», - заметно нервничая, переводчик привел слова представителя Morpho, которому задал вопросы корреспондент ИА «24.kg».
Еще один претендент - турецкая компания Gate Ikktrenix A.S. - передал документы в веселеньком фирменном пакетике, но при этом забыл свидетельство о регистрации компании, а также доверенности. «Остальные документы придут экспресс-почтой», - оптимистично заверял турецкий подданный. Узнав, что такое не допускается, турок заметно загрустил.
У малазийской IRIS Corporation Berhard в представленных документах отсутствовала финансовая отчетность за 2011 год, годовой отчет за 2013 год был на английском языке, а информация об оборотном капитале не заверена.
В документах израильской компании Mer Group отсутствовало свидетельство о регистрации, вместо нее была информация с описанием компании. Также прилагалась заверенная копия письма-соглашения о сотрудничестве между компаниями Mer Group и «НID глобал», но сам оригинал документа отсутствовал. Также все отчеты были представлены только на компанию Mer Group.
Документы нидерландской компании SMARTMATIC были подготовлены безупречно и не вызвали у тендерной комиссии вопросов. Но журналисты выяснили, что репутацией компания похвастать не может. Дело в том, что ранее SMARTMATIC обвиняли в подтасовке результатов выборов в Венесуэле, что обеспечило победу Уго Чавесу. А в 2013 году деятельность фирмы расследовало правительства США, которое пришло к выводу, что SMARTMATIC заплатила больше $4 миллионов консультанту, близкому к правительству Чавеса, скрыв в своих расходах записи об этом.
За день до тендера
Государственная регистрационная служба провела пресс-сессию для СМИ и гражданского сектора, дабы первые освещали все, что связано с ним, объективно, а вторые прекратили бурное обсуждение нарушаемых конституционных прав кыргызстанцев.
«Процесс мы поделили на несколько этапов. На первом будут открыты центры для сбора биометрических данных по всей стране, где граждане получают социальные услуги: в департаментах ГРС, центрах обслуживания населения, паспортных столах, отделах ЗАГС, а также в мобильных центрах регистрации в населенных пунктах, аэропортах «Ош» и «Манас», на крупных КПП, в больших торговых точках, в госучреждениях, посольствах и консульствах за рубежом, - рассказал заместитель председателя ГРС Дастан Догоев. - После сбора данные сведут в одну базу - Единый государственный реестр населения (ЕГРН), далее добавят данные ЗАГС, Соцфонда и Центризбиркома».
Чиновник не смог убедить, что реестр населения не будет грешить ошибками и неточностями. Он согласился с кривизной автоматизированной информационной системы (АИС), разработанной госпредприятием «Инфоком».
Другой зампредседателя ГРС - Элдияр Убалиев не был так грамотен и резв, как Дастан Догоев, но оказался находчивым. На вопрос ИА «24.kg» о 3 миллионах сомах из госбюджета, затраченных в 2013 году на разработку технико-экономического обоснования, включающего в себя все необходимое для запуска проекта по сбору биометрических данных, он отметил высокую экспертную оценку этому ТЭО. Кто будет возмещать выброшенные в трубу 3 миллиона сомов? Вопрос остался без ответа. Элдияр Убалиев перевел стрелки на правительство: мол, это оно распоряжалось финансами.
Очень удобная позиция - снять ответственность с себя и адресовать ее правительству, которого уже нет.
...Впереди второй этап тендера. Круг сузится, а интриг наверняка будет больше. Кстати, компания Scytil, о которой мы рассказали в самом начале, на вскрытие тендерных заявок не явилась.