10:06
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Как депутаты совесть Фемиды ищут

В стенах парламента разразился очередной скандал. На этот раз в центре внимания оказались социал-демократы и кандидаты в состав Совета по отбору судей. Во фракции СДПК продемонстрировали крайнее неуважение к закону и нормам регламента ЖК.

Кто посмел против лобби?

На заседании фракции 30 мая нардепы не пропустили в состав совета Джамийлу Нурумбетову. В предыдущем составе она была заместителем председателя СОС и избиралась от фракции «Ата Мекен». Однако в этот раз, баллотируясь от партии власти, она еле набрала 7 голосов, четыре из которых были отданы ей по доверенностям. Лидер фракции Чыныбай Турсунбеков сказал, что эти доверенности ему переданы от коллег.

Как рассказал ИА «24.kg» председатель комитета по судебно-правовым вопросам и законности Токтогул Туманов, после того как были обнародованы итоги этого тайного голосования, глава фракции социал-демократов заявил о необходимости перевыборов, так как, по его мнению, в ходе голосования нарушены процедуры. Какие процедуры нарушены, во фракции СДПК не говорят. И очень торопятся поскорее вопрос решить. В пользу Нурумбетовой. Очевидно, на такой шаг главу фракции толкает не жажда справедливости, а банальное низкопоклонничество перед более статусными товарищами по партии.

«На депутатов оказывают давление, чтобы протащить Нурумбетову в Совет по отбору судей. В частности, кровь из носу протащить ее хочет лидер фракции Чыныбай Турсунбеков. Порядок голосования не был нарушен, и все прошло в рамках закона, потому повторное голосование незаконно», - сказал журналистам Токтогул Туманов.

Говорят, что так откровенно лоббируемая Джамийла Нурумбетова - подруга заведующей отделом судебной реформы и законности аппарата президента Индиры Жолдубаевой. Якобы последняя протаскивает первую, заручившись поддержкой в СДПК. 

В аппарате президента заявили, что информация о близкой дружбе Индиры Жолдубаевой с Джамийлой Нурумбетовой «не имеет под собой никаких оснований». «Распространяющие подобные слухи имеют одну цель - отвести таким путем внимание общественности от своих коррупционных замыслов. Разница в мировосприятии, разница в возрасте, которые существуют между ними, к сожалению, не способствуют зарождению близкой дружбы. Очень печально, что взрослые люди, а тем более обличенные властью, поддаются на уловки трюкачей и принимают решения на основании слухов», - так прокомментировали ситуацию в аппарате.

Ранее Индира Жолдубаева уже становилась объектом критики. Во время процесса над тремя теперь уже бывшими депутатами Жогорку Кенеша от фракции «Ата-Журт» сами обвиняемые - Камчыибек Ташиев, Садыр Жапаров и Талант Мамытов - заявляли об открытом давлении на судей со стороны чиновницы аппарата президента. «Судебная коллегия подверглась неслыханному давлению, руководитель аппарата президента Данияр Нарымбаев и заведующая отделом, курирующим работу судов, Индира Жолдубаева открыто обрабатывали судей. Так что у судей не оставалось другого выхода, как вынести несправедливое решение», - говорил тогда Талант Мамытов.

Ее имя упоминали и в связи с другим громким делом - с участием сына члена фракции «Ата Мекен». «Мне сообщили, что заведующая отделом судебной реформы и законности аппарата президента КР Индира Жолдубаева вызывает к себе судей и дает им указания. Судьи не говорят об этом открыто, и мы не можем проверить информацию. Однако с каких пор Индира Жолдубаева надзирает за судами? Если это действительно правда, то надо это прекратить. Из-за таких дел падает тень на президента. Надо срочно принимать меры», - заявил тогда на заседании Жогорку Кенеша Туратбек Мадылбеков.

А адвокат Икрамидин Айткулов рассказал, что Индира Жолдубаева «является подругой генпрокурора Аиды Саляновой и председателя Верховного суда Ферузы Джамашевой. Втроем они и вершат судьбы. От них зависят судьи».

Ранее СМИ писали и о родственных связях Индиры Жолдубаевой, которая приходится родственницей всем известной экс-главе Конституционного суда Чолпон Баековой и бывшему первому вице-премьер-министру Аалы Карашеву.

Жертвоприношение

Однако вернемся к отбору членов Совета по отбору судей. Повторное голосование во фракции СДПК должно было состояться 2 июня. Однако его перенесли. На внеочередном заседании не смогли собрать кворум.  

«Сейчас колеблющихся депутатов из СДПК обрабатывают, чтобы они отдали свои голоса за Нурумбетову. Последняя, кстати, занимая пост заместителя председателя СОС, была ответственной за так называемую организацию конкурса для кандидатов в судьи. Естественно, ее нужно провести в совет повторно», - отмечают в судебном комитете.

Почему вдруг Нурумбетова решила идти от СДПК? Почему отказалась от социалистов? Или социалисты отказались от нее? Но фракция «Ата Мекен» переизбрала других «старых новых» без всяких перипетий и скандалов. Сарыбек Борбашев и Урматбек Момбеков набрали по 14 голосов, Алишер Юсупов - 13. Все они являются действующими членами СОС.

«Если нашей фракции дадут возможность представить в Совет по отбору судей троих, то мы представим избранных кандидатов, если нет, то в совет пройдут первые два, набравшие большинство голосов», - как-то не очень убедительно пояснил Омурбек Текебаев.

Без скандалов ну никак

Гражданские активисты в свою очередь отмечают, что изначально при выдвижении кандидатов в члены СОС некоторые фракции нарушили закон.

Члены Института общественного анализа выявили, что один из кандидатов, выдвигаемый фракцией «Ата-Журт», ранее привлекался к уголовной ответственности. В июне 2010 года Максат Шамилов, 1974 года рождения, был задержан при получении взятки. Тогда он работал заместителем директора Юридического института при Кыргызском национальном университете имени Ж.Баласагына. Заявление на руководителя вуза подал абитуриент, у которого Шамилов вымогал $600 за поступление на заочное отделение.

Как Максат Шамилов оказался среди претендентов на работу, где главный из критериев - безупречность, непонятно. Но можно догадаться.

Очевидно, что так же отбор прошел и другой претендент на членство в Совете по отбору судей - Марат Кайыпов. Да-да, тот самый, который, будучи министром юстиции и наплевав на Конституцию, в угоду президенту Курманбеку Бакиеву призывал парламент ввести в стране многоженство. У прежних парламентариев хватило разума эту норму блокировать.

Марат Кайыпов запомнился чем угодно, только не эффективностью на госслужбе. Помните, будучи главой Минюста, возжелал купить за счет бюджета дорогой внедорожник? Любимый чиновник Бакиевых тогда пояснял, что джип ему необходим для командировок по зонам. Многие ли осужденные помнят министра юстиции на свидании?

Потом в ужасно некрасивую историю вляпался сын Кайыпова: в Екатеринбурге консул КР Нурмат Кайыпов, будучи пьяным, сел за руль, но его остановила ДПС. Если кто-то еще не слышал о Кыргызстане, благодаря хамскому поведению этого отпрыска узнал. Увы, не с лучшей стороны.

Кстати, ранее Марат Кайыпов пытался таким же макаром попасть в состав Верховного суда. Но его дружно прокатили, несмотря на лобби «Ата-Журта». «Ата-Журт» как-то очень уж настойчиво тянет этого экс-чиновника хоть на какую-нибудь должность. Причем отчего-то делает это на закрытых заседаниях. Что за тайны? И о какой безупречной репутации и лобби, и лоббистов может идти речь?

Нарушения на нарушениях

Гражданские активисты также настаивают, что и «Ата-Журт», и «Республика» нарушили закон, выдвигая кандидатов в члены Совета по отбору судей. «Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим процесс отбора претендентов в СОС, оппозиция должна выдвинуть 8 человек. Но это не означает, что эти две фракции, которые не вошли в коалицию, должны делить кандидатов. Должно быть общее заседание парламентской оппозиции, и в нем должны принимать участие те депутаты, которых исключили из фракций и которые не подписались под коалиционным соглашением. Они ведь тоже оппозиция. В противном случае такое выдвижение кандидатов нелегитимно», - считает Мавлян Аскарбеков.

Он посоветовал нардепам внимательно изучить Закон «О совете судей», особенно статьи, касающиеся процедуры отбора.

Согласна с ним и глава Института общественного анализа Рита Карасартова. По ее мнению, само нарушение процедуры указывает на то, что после формирования СОС превратится в политически ангажированный орган. «Изначально голосование не должно было проходить по фракциям. Коалиция и оппозиция должны иметь представительство в совете в соотношении 1 к 3. И голосование не должно проходить тайно, только открыто», - подчеркнула эксперт.

Мышиная возня

При таком подходе к отбору членов СОС, которые в последующем будут формировать судейский корпус страны, говорить о продвижении реформ в этой области не приходится. Члены совета на протяжении всей своей деятельности тратили часы заседаний на выяснения отношений друг с другом, с избравшими их депутатами и представителями гражданского сектора.

Работа прежнего состава СОС сопровождалась бесконечными склоками и разборками. А 80 процентов тех судей, что они избрали, позже браковали «наверху».  

Юрист Нурбек Токтакунов считает, что в процессе отбора «ведется настоящая мышиная возня», которая впоследствии сказывается на деятельности СОС. «Необходимо пересмотреть весь процесс избрания кандидатов в члены Совета по отбору судей. С самого первого момента это надо было делать на республиканском уровне, а не так кулуарно, что партии предлагают кандидатов и сами же выбирают», - сказал он.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли доверять отечественной Фемиде, если те, кто призван избирать ее представителей, сами не могут похвастаться ни приверженностью букве закона, ни кристально чистой репутацией?

Бизнес