12:39, 14 декабря 2020, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Сегодня комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению рассмотрит возражение президента к Закону «О манипулировании информацией».
Представители медиасообщества выступают против.
По их словам, оно должно быть рассмотрено седьмым созывом, а не этим, срок полномочий которого истек. Медиаэксперты напоминают: этот состав абсолютно дискредитировал принятием ряда законов с грубым нарушением всех процедур и игнорированием мнения общества.
«Проект закона «О манипулировании информацией» содержит в себе огромное поле для манипулирования. По задумке автора, этот нормативно-правовой акт направлен на то, чтобы в случае нарушений закона уполномоченный госорган мог в досудебном порядке ограничить доступ к информации, имеющей признаки ложной или недостоверной. Другими словами, на территории Кыргызстана без решения суда будет возможно приостановить работу любого веб-портала. То есть возможность блокировки сайтов уполномоченным органом позволит заблокировать всю информацию, которая для властьимущих будет невыгодной, обличающей их неблаговидные поступки. То есть наказание будет применять выборочно только в отношении тех, кто распространяет невыгодную для власти информацию», — говорится в обращении медиасообщества.
Этот закон позволит привлекать к ответственности лиц, которые распространяют такую информацию, а также сайты, которые не препятствуют распространению такой информации. При этом уполномоченный орган без суда и следствия будет определять, достоверна ли та или иная информация.
Из заключения медиасообщества
Уточняется, что в преддверии президентских выборов 10 января 2021 года это позволит государственным органам (вернее, лицам, которые фактически управляют государственными органами) контролировать контент социальных сетей и блокировать и привлекать к ответственности всех тех, кто несет угрозу для их имиджа.
Юристы отмечают, что в стране существуют достаточная правовая база, а также ресурсы правоохранительных органов и органов национальной безопасности для привлечения к ответственности лиц, распространяющих запрещенную законодательством информацию (разжигание межнациональной, религиозной розни, экстремистских материалов).
Кроме того, крупнейшие социальные сети, такие как Facebook, Instagram и другие, имеют свои политики по противодействию распространению вредной информации.
В сообщении подчеркивается, что Кыргызская Республика присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП). Он определяет, что ограничение свободы слова является исключением, допустимым только для защиты: прав и репутации других лиц; национальной безопасности; общественного порядка; здоровья населения; моральных ценностей.
Ограничения являются законными, если они отвечают исчерпывающим критериям, так называемому тесту на три критерия (трехчастному тесту) в статье 19 МПГПП:
Медиаэксперты заметили, что Закон «О манипулировании информацией» не только противоречит Конституции, ограничивая право на свободу слова, распространения информации, но также и нарушает международные обязательства КР по защите гражданских и политических прав, что непременно негативно скажется на имидже страны в целом.
Напомним, что 26 июня депутаты одобрили резонансный документ. За проголосовали 79 членов Жогорку Кенеша. Гражданские активисты, отечественные и международные правозащитники требовали от президента Сооронбая Жээнбекова наложить вето на законопроект Гульшат Асылбаевой, угрожающий свободе слова в республике. Однако по Конституции права абсолютного вето у главы государства нет.
Скандальный закон Жээнбеков в июле вернул в Жогорку Кенеш на доработку. Была создана группа по преодолению возражений.
Ранее медиаэксперты и юристы неоднократно заявляли, что закон опасен, поскольку в нем нет конкретики и пояснений, что такое фейк, недостоверная или опасная информация, и он носит дискриминационный характер.