12:02, 21 октября 2020, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
6 октября ЦИК признала итоги выборов в парламент 4 октября недействительными. Избирательная комиссия приняла решение под давлением широкой общественности. Возмущенные фальсификацией кыргызстанцы вышли на массовые акции протеста в Бишкеке. Митинги закончились подавлением и беспорядками. Президент Сооронбай Жээнбеков вынужден был сложить полномочия досрочно.
Дату повторной избирательной кампании должен назначить тот же состав ЦИК. Озвучена предварительная дата голосования — 20 декабря. Но прежде парламенту предстоит принять поправки в закон о выборах — снизить барьер, залог и решить вопрос с регистрацией по форме № 2.
Сегодня депутаты ЖК соберутся, чтобы обсудить изменения. Напомним, профильный комитет уже одобрил в первом чтении сокращение барьера с 7 до 3 процентов и залога с 5 до 1 миллиона. Но часть нардепов склоняется к тому, что 3 процента — очень мало, и предлагают остановиться на пяти. Появилась еще одна группа, предлагающая порог на уровне одного процента.
Эксперты утверждают, что порог однозначно должен быть снижен. Иначе массовое недовольство итогами неизбежно. Но 5 процентов, считают, все же много. Оптимальный вариант — 3 процента. При одном проценте в седьмой созыв могут пройти 15 партий, и в результате состав будет разношерстным и недоговороспособным. При таком количестве фракций создать устойчивую коалицию не получится. Регулярное же переформатирование отразится и на жизнеспособности правительства.
При трех процентах к финишу могут прийти 10 партий. «Мекенчилу» Камчыбека Ташиева и «Бутун Кыргызстану» Адахана Мадумарова эксперты прочат убедительную победу.
Это убеждение подкреплено предварительными результатами отмененного голосования. Несмотря на массовый подкуп, подвоз избирателей и кочевье голосующих по форме № 2, партиям удалось, пусть и со скрипом, но все же преодолеть порог 7 процентов. У «Бир Бола», «Ата Мекена», «Реформы» и «Республики» войти в список победителей не получилось.
Политолог Шерадил Бактыгул считает, что, если на повторных выборах эти партии не объединятся, даже порог 3 процента им не поможет получить желаемое количество мандатов.
Он также полагает, что им надо работать с электоратом на местах, а не в соцсетях, широко освещать свои программу и платформу, информируя и объясняя.
«Ошибка заключалась в том, что ни одна из проигравших партий не предложила общественную идею, вокруг которой объединились бы люди, которая сплотила бы. Просто разбежались по спискам, и избиратель не смог определиться — программы под копирку. Что касается «Республики», то ей нужно было выступать в альянсе с авторитетными политиками юга, тогда шансы попасть в Жогорку Кенеш увеличиваются», — сказал эксперт.
Новички показали неплохие результаты. Если «Реформа», «Чон казат», «Ата Мекен» и «Бир Бол» объединятся, то они могут взять 12 процентов голосов. Это минимум.
Шерадил Бактыгул
Он отметил, что запрос на публичный интерес актуален и на этих выборах, и пока он не будет удовлетворен, оппозиция обречена на поражение.
На трех процентах настаивают депутаты Алтынбек Сулайманов и Омурбек Текебаев. К ним примкнул Мирлан Жеенчороев. В 2019 году, напомним, он предлагал пять процентов. Но поскольку партия еле взяла и этот барьер, мнение поменялось.
К уменьшению порога до трех процентов и региональной квоты до 0,3 процента склоняется еще один нардеп — Дастан Бекешев. С членами ЖК согласны и в ЦИК. Член комиссии Гульнара Джурабаева считает, что трехпроцентный барьер — демократичен и обеспечит максимальное представительство партий. Поскольку при семипроцентном пороге интересы 35 процентов избирателей оказались неохваченными. При 5 процентах это число сократится всего на треть. Но последнее слово остается за Жогорку Кенешем.
Вместе с тем аналитики опасаются, что в спорах о процентах законодатели забудут откорректировать пункт, предписывающий смену избирательного адреса по форме № 2. Тем более что и здесь мнения нардепов расходятся. Одни предлагают полностью исключить эту норму, другие считают: отменять регистрацию по форме № 2 не следует, но необходимо прописать в законе, что менять участок можно только один раз.
В свою очередь в ЦИК склоняются к мысли, что лишать человека возможности голосовать там, где он пожелает, нельзя.
Это противоречит самому духу избирательной кампании и нарушает право гражданина на свободу перемещения.
Да и вряд ли упразднение скандальной формы одобрят потенциальные кандидаты. Перемещение избирателей помогает им собрать голоса в негласных округах. В противном случае претендент на депутатский значок может в Жогорку Кенеш и вовсе не попасть. Об этом позаботится партийный лидер.
Поэтому, как отмечают аналитики, редактура избирательного законодательства нуждается в комплексном подходе.
Дастан Бекешев, к примеру, рекомендует за 30 дней до дня голосования запретить подавать заявления по форме № 2. А также настаивает: чтобы минимизировать влияние административного ресурса — обязать чиновников, баллотирующихся в Жогорку Кенеш, увольняться с работы.
Успеют ли сегодня парламентарии рассмотреть все предложенные варианты и поменять неудобный закон о выборах, неизвестно. Слишком много разногласий и споров вызывает практически каждый пункт, отраженный в документе.
Наверное, поэтому выглядит неоднозначным практически единодушное принятие этой весной шестым созывом семипроцентного избирательного порога. Уже тогда эксперты объяснили это влиянием президентского аппарата на бесхребетный состав парламента.
За с трудом преодолимый для большинства политорганизаций семипроцентный порог проголосовали 100 депутатов Жогорку Кенеша.
Для сравнения: с таким же рвением парламентарии одобрили годом ранее 9 процентов порога. Как поведут себя нардепы, если им и в этот раз поступит предложение оставить 5 процентов, не снижая до трех, предугадать не берется никто. Тем более что у этой цифры есть свои сторонники, которых немало, и они поддерживают новую власть в лице Садыра Жапарова.
Воздержится ли и. о. президента премьер-министр от соблазна навязать депутатскому корпусу свою волю? Накануне экс-президент переходного периода Роза Отунбаева заявила, что предстоящие выборы в ЖК — тест на честность и непредвзятость для Садыра Жапарова. Насколько успешно он его пройдет, от этого зависит политическая стабильность в государстве.