11:01, 23 ноября 2018, Бишкек - 24.kg
Завтра, 24 ноября, год со дня вступления в должность президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова. Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов по просьбе 24.kg подвел итоги работы главы государства.
В силу этого были опасения, что двоевластие могло надолго утвердиться в политической повестке дня Кыргызстана.
Другой фактор — существенный раскол политической элиты страны. Экс-президент отличался эксцентричным характером и не сдержан на язык. За шесть лет его правления сложилась ситуация, когда политические группы страны серьезно рассорились друг с другом.
Третьим важным фактором в начале президентства Жээнбекова являлся глубоко укоренившийся в обществе нигилизм по отношению ко всему, что исходит от власти. Люди давно перестали верить словам государственной власти, во всем видят подвох и лишь желание чиновников украсть побольше.
Ожидания от нового президента как публичного политика были не очень большими, поскольку, даже будучи на таких высоких постах, как депутат парламента, глава Ошской области, премьер-министр, Сооронбай Жээнбеков держался весьма скромно и не стремился получить политические дивиденды от своего положения. Поэтому у общественности были опасения по поводу его умения хорошо выступать на публике и представлять страну на международной арене.
Здесь президент — в определенной степени неожиданно — показал себя вполне адекватным высокой должности, умеющим публично выступать и достойно представлять страну за рубежом.
Получилось, что Сооронбай Жээнбеков существенно превзошел ожидания многих и, что очень важно, быстро преодолел их опасения. Общество, что называется, было приятно удивлено.
Формально это было оформлено на февральском заседании Совета безопасности, где в известном выступлении глава государства раскритиковал соответствующие госорганы и заявил о необходимости жесткой борьбы с коррупцией. После этого последовала быстрая замена кадров из команды Алмазбека Атамбаева на всех ключевых позициях.
В общественно-политической сфере Сооронбай Жээнбеков почти сразу начал позиционировать себя как президент-объединитель.
Его личностные характеристики — спокойный, неконфликтный, рассудительный — хорошо гармонировали с выбранной стратегией. Но самое главное — это соответствовало действительным нуждам общества.
Поэтому консолидация общественных групп — важный компонент для движения вперед.Кыргызстану, как никогда, нужна консолидация. Годы распрей, взаимных оскорблений и недоверия ничего хорошего не принесли. В расколотом, фрагментированном обществе практически невозможно проводить никакие реформы.
Тамерлан Ибраимов
Особо позитивно прошла встреча президента с неправительственными организациями. Долго насаждаемый стереотип о том, что НПО — это враги общества, был серьезно поколеблен.
Очевидно, создание образа врага из НПО выгодно авторитарным правителям, которые не терпят критики и предпочитают стигматизировать гражданских активистов.
По поводу арестов в Кыргызстане давно сложилась парадоксальная ситуация. Все требуют сажать коррупционеров, но когда начинаются реальные аресты, многие воспринимают их негативно.
Что видно из наших кыргызстанских реалий в судебной реформе? Телефонное право, как бывало прежде, вроде бы перестало использоваться. По крайней мере, широко известных фактов и обвинений со стороны гражданского общества в последнее время не слышно.
Пожалуй, только при разбирательствах вокруг громких уголовных дел (в отношении Сапара Исакова, Кубанычбека Кулматова, Жанторо Сатыбалдиева, Икрамжана Илмиянова, Албека Ибраимова) их адвокаты поднимают вопросы о предвзятости следствия.
Здесь обществу еще только предстоит увидеть и оценить, будет ли судебное разбирательство объективным и всесторонним или все пойдет, как и прежде, под жесткую диктовку сверху и вопреки законам.
Главный показатель здесь — доверие или недоверие граждан к судебной системе. Судя по настроениям общественности, коррупция в судах далеко еще не изжита.
Для поднятия доверия кыргызстанцев к судебной системе предстоит еще очень многое сделать. В этой связи, например, Сооронбай Жээнбеков совершенно правильно сделал акцент на создании эффективной системы проверки деклараций о доходах и расходах чиновников. И вроде бы уже есть первые результаты в отношении двух десятков судей, которые не стали соблюдать требования о раскрытии информации в своих декларациях. Однако до по-настоящему эффективной системы проверок деклараций, видимо, еще далеко.
Есть вопросы по законодательству, методике проверок и, самое главное, политической воле. Действительно ли она будет настолько твердой, чтобы довести реформу в этой сфере до логического результата, который будет ясно виден и принят обществом?
Формально экономический блок находится в ведении правительства. Однако на практике все сколько-нибудь значимые вопросы в глазах общества имеют отношение к президенту, в том числе и по экономике.
Низкие темпы роста, недостаточный уровень иностранных инвестиций — комплекс проблем, который на протяжении вот уже второго десятилетия сопровождает Кыргызстан. Прорыва на экономическом фронте пока не произошло.
— недостаток харизмы и ораторского мастерства;
— несамостоятельность и ведомость со стороны экс-президента Атамбаева;
— риск регионализма и возрождения семейного правления;
— религиозность президента, которая может привести к росту радикализма.
Первые два пункта были очень быстро опровергнуты и, как уже отмечалось выше, даже хорошо сыграли на руку президенту в плане формирования его положительного имиджа на фоне эффекта превзойденных ожиданий.
Пока нет никаких оснований обвинять президента в регионализме. Кадровая политика строится таким образом, что как на верхнем, так и на всех других управленческих уровнях есть представители из всех регионов страны.
Разговоры есть, но фактов пока нет. В отношении, например, Максима Бакиева такие факты и свидетельства со стороны бизнесменов стали появляться чуть ли не в первые дни президентства Бакиева. Про Жээнбековых такого не скажешь. Тем не менее опасения относительно семейного правления продолжают оставаться на высоком уровне. Достаточно вспомнить, сколько было критики по поводу выборов на пост мэра Каракола зятя одного из братьев Сооронбая Жээнбекова.
Пожалуй, с такими опасениями со стороны общества и, соответственно, внимательным отслеживанием ситуации по риску семейного правления Сооронбаю Жээнбекову придется иметь дело на протяжении всего президентского срока. Но это и хорошо. Общественный контроль будет служить дополнительным сдерживающим фактором от такого рода рисков.
Что касается религиозности президента и связанного с этим риска радикализации, то с этим тоже не все так просто. Религия и верования относятся к сфере эмоционального, а не рационального. То есть здесь большую роль играют эмоции и чувства людей, а не факты и способность рационально оценивать ситуацию.
Если бы все можно было оценить рационально, то недавнее выступление президента на конференции по исламу расставило бы точки над «i». Там президент достаточно четко высказался о том, что вера — это сугубо личное дело каждого человека и никто никому не должен ничего навязывать. Он подчеркнул важность поддержки и развития традиционного ислама в Кыргызстане и необходимость улучшения уровня образованности религиозных деятелей. То есть ни о каком радикализме не идет и речи. Наоборот, президент подтвердил приверженность принципам светского государства, закрепленным в Конституции.
Следующий политический год будет другим. Теперь все проблемы и неудачи в стране почти полностью будут ассоциироваться с действующим президентом, а не с теми ошибками, которые допустил его предшественник.
Очень важен экономический блок, который в итоге влияет на благосостояние граждан. Без прорывов, хотя бы на отдельных участках, сложно поддерживать позитивную репутацию власти, которая сложилась в первый год президентства.
Следует еще раз сказать о важном моменте, который наложил отпечаток на весь первый год работы президента и, возможно, будет оказывать влияние еще какое-то время.
Речь о рисках, связанных с желанием Алмазбека Атамбаева вернуть себе утраченное влияние. Значительная часть политической борьбы в 2018 году проходила именно под этим флагом.
Кыргызстан нуждается в обсуждении и, если надо, критике стратегических вопросов по развитию, а не в бесконечном копании вокруг местечкового вопроса, кто и кому должен, кто и кого больше обидел.