DeutscheWelle(Германия). Что общего у испанского футбольного клуба Atlético Madrid, итальянского производителя шин Pirelli и французской туристической компании Club Med? Все они в последние месяцы частично или полностью стали собственностью китайских фирм.
За первые четыре месяца 2015 года инвесторы из КНР вошли также в капитал британской туристической компании Thomas Cook, спасли от банкротства немецкого производителя телевизоров Metz и купили швейцарское маркетинговое агентство Infront Sport & Media, торгующее, в частности, правами на телевизионные трансляции футбольных чемпионатов мира. А вскоре под контроль китайцев могут перейти греческий порт Пирей, нидерландское страховое общество Vivat и итальянский футбольный клуб AC Milan.
И это - только самые громкие сделки, попавшие на ленты информационных агентств и в телевизионные выпуски новостей. Китайский бизнес ведет целенаправленную экспансию в Европе (прежде всего в Германии и Великобритании), темпы и масштабы которой растут буквально из года в год. Если, к примеру, в Германии, по подсчетам немецкого отделения международной консалтинговой компании Ernst & Young (E&Y), инвесторы из КНР в 2009 году купили 2 фирмы, то в 2013-м - 28, а в 2014-м - 36. В Великобритании число поглощений за тот же период увеличилось с 13 до 26. Общее число подобных транзакций в Европе с 2007 года утроилось.
Однако китайская экспансия идет не только по пути поглощений существующих фирм. Одновременно растут число и объемы прямых инвестиций в создание новых производственных или сервисных предприятий. В этой сфере помощь зарубежным инвесторам в Германии оказывает правительственное агентство Germany Trade & Invest (GTAI). Согласно опубликованному им докладу, в 2014 году иностранный капитал вложен в 1 тысячу 199 новых проектов. Это рекорд и на 21 процент больше, чем в 2013 году.
На первом месте, обогнав американцев, оказались именно китайские инвесторы: на них пришлось 190 проектов (рост на 37 процентов по сравнению с 2013-м). «Мы готовим такие доклады с 2009 года, - рассказала И Цао, эксперт GTAI по КНР. - В тот год было 84 китайских инвестиционных проекта. В 2011 году их оказалось уже 158, и Китай стал тогда топ-инвестором в Германии, впервые опередив США. И вот - новый рекорд».
Экспансия китайского бизнеса, рассказала И Цао, началась еще в конце 1970-х годов и прошла три фазы. Во время первой, продолжавшейся до второй половины 1990-х годов, на международный и, в частности, немецкий рынок выходили государственные компании, занятые экспортно-импортными операциями. Примерно на рубеже веков началась вторая фаза, когда в Европу двинулись крупнейшие частные китайские корпорации. Они занимались уже не торговлей, а инвестициями и стремились, прежде всего, перенять новые технологии и современные методы менеджмента.
Для третьей фазы, начавшейся в 2008 году, характерно вовлечение в международную экспансию большого количества крупных и средних частных китайских фирм. Этот бум, подчеркнула И Цао, во многом объясняется принятием в КНР ряда новых законов, отрегулировавших и упростивших инвестиционную деятельность за рубежом.
«Новое китайское правительство намерено и дальше стимулировать международную экспансию китайских предприятий, чтобы повысить их конкурентоспособность на мировом рынке», - подтверждает эксперт по Китаю компании E&Y И Сунь.
По данным E&Y, абсолютное большинство купленных в прошлом году китайцами немецких фирм составляли промышленные предприятия, причем многие из них специализируются на продукции для автопрома. В то же время в Великобритании повышенное внимание инвесторов из КНР привлекли компании, занимающиеся недвижимостью, а во Франции - гостиницы.
Что же касается прямых китайских инвестиций, то они, судя по докладу GTAI, пошли в Германии в 2014 году в две сферы: электротехника (включая полупроводники) и машиностроение (включая станкостроение). «Интерес китайских инвесторов к этим двум отраслям неуклонно растет», - подчеркнула И Цао.
К другим важным направлениям относятся финансовые услуги, информационно-коммуникационные технологии и производство программного обеспечения. Впрочем, львиную долю прямых инвестиций китайские компании направляют в ФРГ не в развертывание производства, а в открытие маркетинговых и сервисных подразделений. Это, по словам И Цао, во многом связано с выгодным географическим положением Германии в центре Евросоюза и с хорошо развитой инфраструктурой: отсюда удобно обслуживать как платежеспособные западноевропейские рынки, так и развивающуюся Восточную Европу. Германия славится высококвалифицированными кадрами. Поэтому немалые средства китайцы направляют в научные исследования и конструкторские разработки.
В качестве примера она привела производителя телекоммуникационного оборудования Huawei. Этот частный китайский концерн имеет подразделения, в том числе шесть научно-исследовательских центров, в 18 немецких городах. По всей стране на него трудятся свыше 1600 человек. Общее число обосновавшихся в Германии китайских фирм перевалило, по данным GTAI, за 1300. Они создали около 16 тысяч рабочих мест.
http://dw.de/p/1FGS2