02:05
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95

Переработка пластика как инструмент решения экологических проблем Кыргызстана

В Кыргызстане проблема мусора стоит достаточно остро. Ежегодно в республике образуется более 114 миллионов тонн промышленных и более 1,1 миллиона тонн бытовых отходов. В стране функционирует около 300 стихийных свалок, содержимое которых разносится ветром по окрестностям, загрязняя атмосферный воздух, почвенный слой и поверхностные водотоки. Происходит интоксикация атмосферного воздуха продуктами горения и гниения отходов. Жители Бишкека, который в ноябре 2021 года занял первое место в мировом рейтинге World Air Quality по уровню загрязнения воздуха, регулярно жалуются на мусорные барханы во дворах.

При этом мировая практика показывает, что 70-80 процентов отходов можно перерабатывать. В первую очередь это касается пластика, стекла, металла, бумаги.

Вторичная переработка отходов позволяет не только сократить количество свалок и объем мусора, но и производить из мусорного вторсырья новые товары. Решение этой задачи требует участия всех сторон: государства, бизнеса, населения.

Один из мировых лидеров пищевой промышленности — компания PepsiCo — реализует стратегию pep+ (PepsiCo Positive). В ее основе три направления — устойчивое сельское хозяйство, устойчивая цепочка поставок и поощрение потребителей выбирать более полезные для людей и планеты продукты питания.

Устойчивая цепочка поставок подразумевает постепенное достижение углеродной нейтральности к 2040 году, в том числе и за счет ответственного обращения с упаковкой продукции.

Цели компании включают снижение и постепенный отказ от первичного пластика в упаковке для напитков и использование перерабатываемой и переработанной гибкой упаковки для снеков. Компания нацелена дальше развивать новые бизнес-модели, которые исключают использование одноразовых бутылок и контейнеров для продуктов (например товары SodaStream).

PepsiCo работает над снижением первичного пластика в упаковке, используя для ее производства переработанный пластик rPET. Работа по переходу на 100 процентов rPET проходит на 22 рынках, где работает компания. В начале 2022 года PepsiCo также объявила о переходе на переработанную и возобновляемую упаковку для снеков к 2030-му.

В этом году на финале Лиги чемпионов PepsiCo представила полностью перерабатываемые стаканы и напитки в бутылках из rPET. Также по периметру стадиона демонстрировался баннер о важности переработки упаковки.

Чтобы упаковка продукции PepsiCo не попадала на мусорные полигоны, а поступала в повторный оборот, компания работает с потребителями, развивает культуру раздельного сбора. Например, в некоторых странах размещает на упаковке отдельных видов продукции QR-код, который ведет на интерактивные карты, где указаны пункты раздельного сбора отходов.

В Кыргызстане существует большой запрос населения на позитивные изменения в части сбора и переработки мусора. Реализуется Программа развития ООН (ПРООН), которая включает инновационные проекты по обращению с твердыми бытовыми отходами, разработку цифровых решений, повышающих информированность о раздельном сборе и переработке мусора. Через образовательные инициативы и конкурсы формируется культура ответственного отношения с отходами.

В Бишкеке власти города начали установку мусоросортировочных пунктов, устраняются самовольно расположенные места сбора твердых бытовых отходов. Цель — полностью регулировать процесс сортировки мусора в каждом районе и квартале.

В декабре прошлого года в столице открылся завод по переработке пластика, конечным продуктом которого является стружка флекс. Впоследствии она становится сырьем для более чем трехсот видов продукции из пластика.

Для решения экологических задач Кыргызстана предстоит сделать еще многое, но необходимые для этого меры принимаются, а выдвигаемые государством, бизнесом и экоактивистами инициативы находят поддержку у населения. Значит, возврата Бишкека к лидирующим позициям в мировых экологических антирейтингах можно избежать.

Популярные новости
Бизнес