13:45, 11 июня 2018, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
Президент Сооронбай Жээнбеков совершил государственный визит в Китай, тем самым подтвердив неизменность внешнеполитического курса Кыргызстана.
По итогам 2017 года Китай стал главным торгово-экономическим партнером Кыргызстана и его инвестором. Не обошлось без грантовой помощи и в этот раз. КНР намерена предоставить нашей стране 600 миллионов юаней на строительство дорог, лабораторий и археологические раскопки.
По мнению Сооронбая Жээнбекова, между Кыргызстаном и Китаем есть полное взаимопонимание, позволяющее развивать плодотворное сотрудничество на основе дружбы, добрососедства и взаимодоверия. Китай оказывает большую поддержку Кыргызстану в виде грантов, кредитов и технической помощи.
Переговоры на высшем уровне стороны не стали омрачать скандальным вопросом о модернизации ТЭЦ Бишкека китайской компанией ТВЕА, после которой произошла крупная авария на теплоцентрали. После начала уголовного расследования целый ряд чиновников, руководивших проектом, взят под арест по обвинению в коррупции.
Китайская сторона настаивает на том, что суверенное государство вправе проверять объекты и возбуждать уголовные дела. Вмешиваться Китай не намерен. Помочь разобраться, к слову, тоже.
Зато стороны обсудили несколько других проектов, которые помогут Кыргызстану выйти на мировые рынки.
К слову, в Кыргызстане электромобили спросом не пользуются. В республике насчитывается лишь четыре электрокара. Однако производство позволит вывести их в массы, тем самым улучшить экологическую ситуацию в стране, снизить нефтяную и газовую зависимости КР от стран-экспортеров.
По сообщениям Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Бишкека составляет 240 тысяч тонн, из которых 180 тысяч приходится на автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Всего в Кыргызстане 1,1 миллиона машин. В 2017 году они израсходовали 1,2 миллиона тонн топлива.
Президент КР пригласил представителей корпорация BAIC Group ознакомиться с производственными площадями, где можно открыть совместный завод. Корпорация входит в первую пятерку автокомпаний в Китае по производству электромобилей.
Директор Государственного агентства по привлечению и защите инвестиций Шумкарбек Адылбек уулу считает, что перспективными являются заводы в Джалал-Абадской, Чуйской областях и Бишкеке. Но для реализации этого проекта необходимо привлечь инвестора.
Стоимость проекта SINO-Pipeline International Company Limited составляет $1,2 миллиарда. Протяженность на территории КР — около . Работы должны были начаться еще в 2016 году, но потом сроки передвинули на неопределенное время.
Кыргызстан является последней из стран Центральной Азии, где пройдет газопровод. Сначала его нужно протянуть из Туркменистана по территории Таджикистана и Узбекистана. Строительство придется вести в сложных горных условиях, поэтому стоимость может увеличиться.
Депутаты Жогорку Кенеша и общественность обеспокоены тем, что землю отдадут китайской стороне. Заведующий отделом внешней политики аппарата президента Кыргызстана Данияр Сыдыков заверил, что Алайскую долину из-за строительства газопровода Кыргызстан — Китай делить не будут. Территорию отдадут в пользование Китаю, но она останется в собственности КР.
Не вкладывая ни доллара в проект, республика сможет получить около $75 миллионов в год за транзит газа.
Глава Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Улан Рыскулов также подтвердил, что газопровод выгоден Кыргызстану. В Пекине стороны внесли изменения в соглашение. «Мы продлеваем срок его действия. Ранее оно действовало 35 лет. Теперь продлили до 41 года», — отметил Улан Рыскулов.
Он заверил, что газопровод начнут прокладывать в 2019 году. «Для нас это очень важно. Пока будет идти стройка, создадут 800 рабочих мест. Потом около двухсот человек получат постоянную работу. Республика будет получать ежегодно прибыль», — добавил Улан Рыскулов.
Несмотря на то что торговое сальдо не в пользу Кыргызстана, фермеры республики надеются зайти на рынки Китая с экологически чистой продукцией.
Товарооборот с Китаем составил $1,6 миллиарда. Наш экспорт всего лишь $100 миллионов, остальное — импорт из Китая. Однако Си Цзиньпин видит тенденцию повышения внутреннего спроса. Он готов открыть рынок для кыргызских товаров и уверен, что они станут пользоваться спросом, хотя цена будет высокой.
Кыргызстан может поставлять в Китай мясо, мед, сельскохозяйственные товары. Но они должны быть качественными.
Стороны подписали меморандум о создании зоны, свободной от ящура, чтобы продукция из Кыргызстана смогла завоевать рынок КНР. Часть денег, выделенных китайской стороной, потратят именно на оснащение лаборатории.
Министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев пояснил, что это партнерство характеризуется взаимным доверием, поддержкой и взаимопониманием.
«Это те базовые принципы, которые позволяют нам решать все вопросы между двумя странами. Стороны договорились о том, что мы будем поддерживать высокий уровень динамики, контактов между руководством стран, правительствами, министерствами и бизнес-структурами», — отметил он.
По его словам, Китай и Кыргызстан находятся на лучшем этапе взаимодействия за всю историю.