Путь современного самурая

08:56, 02 ноября 2015, Бишкек - 24.kg , Дастан ТАЛАНТБЕК УУЛУ

Иайдо - искусство мгновенного обнажения и применения традиционного японского меча (катана). Главная задача – научиться выхватывать меч из ножен и контратаковать. Практически каждая техника иайдо сводится к нескольким ударам с последующим возвращением меча в ножны.

Глава Федерации иайдо «Шисейкан» в Кыргызстане Чинара Эсенгул в интервью ИА «24.kg» рассказала, что значит быть современным самураем.

- Что представляет собой иайдо?

– Это одновременно и философия, и боевое искусство. Мы не делаем явный упор на физическую подготовку, хотя это важно. У нас акцент на моральную составляющую. Мгновенно обнаженный меч - это состояние духа, готовность встретиться с врагом лицом к лицу. И его облик может принимать самые разные очертания: это и неприятности на работе, и проблемы в семье, и собственные комплексы. Недаром мудрые японские воины говорили: если человек не совладал со своим телом и рассудком, он никогда не одолеет врага. В нашем нестабильном мире в личности выше всего ценятся готовность взять на себя ответственность, умение быстро реагировать на те или иные события, мгновенно принимать решения, иайдо - непревзойденный воспитатель этих качеств.

- Как иайдо появилось в Кыргызстане?

Читайте по теме
- Хошино Томоаки – мастер иайдо, обладатель седьмого дана и мой учитель в Японии. Я обучалась у него полтора года, в 2007-м вернулась в Кыргызстан. У нас никто об этом виде спорта не знал. Решила искать единомышленников, через Японский центр человеческого развития познакомилась с Владиславом Сперанским. Он возглавлял клуб боевых искусств «Суигетсу» с двумя направлениями – айкидо и кендо. Он и предложил создать третью секцию – иайдо. В 2009 году мы поняли, что надо двигаться дальше, и создали свой клуб «Шисейкан». В переводе с японского это слово означает «место, где тренируют искреннее сердце». В 2014-м клуб стал федерацией. Сейчас у нас три додзе (места для тренировок).

- Люди часто путают иайдо и кендо?

- Да. Два вида боевых искусств очень похожи, но в то же время совершенно разные. Кендо развивает спортивный дух, дух соперничества, в нем есть контакт, борьба. В иайдо больше философии. Иайдоки должны обладать хорошим воображением, чтобы мысленно представить оппонента. Человек, который выбрал иайдо, работая с мечом, занимается сам с собой, смотрит в зеркало, оттачивает техники, форму, учится контролировать тело и разум. В нашем искусстве нет приемов или техники нападения, в этом мы похожи на айкидо. Еще одно фундаментальное отличие – отсутствие спаррингов: все соревнования, демонстрации и аттестации проходят в одиночку. Комиссия или судьи оценивают скорость, отточенность движений, иайдока должен показать, что он действительно борется не только с оппонентом, которого он себе представляет, но и со своими слабостями. Мы смотрим, умеет ли человек контролировать дыхание, тело и эмоции.

- Какие достижения у вашей федерации?

- Четыре человека в Кыргызстане обладают третьим даном (уровень мастерства) и являются инструкторами, ведут занятия в качестве учителей. Трое иайдок имеют первый дан, и я с четвертым даном. Все они мои ученики, за каждым следующим рангом ездили в Японию, проходили аттестацию по всем правилам. Каждый год мы проводим фестиваль, на который приглашаем всех желающих для знакомства с культурой иайдо. У нас работает детская секция, в этом учебном году записались пять человек, мы называем их «микросамураи».

- Что нужно для занятий иайдо?

- Иайдо больше подходит зрелым людям, оно требует много внутренней работы, медитации, размышлений, понимания себя и терпения, надо постоянно работать над собой, самосовершенствоваться. Яркий пример – мой учитель. Хошино-сенсей начал заниматься иайдо в 50 лет. В более молодом возрасте он предпочитал кендо и айкидо.

- Посольство Японии помогает федерации?

Читайте по теме
- Начиная с 2009 года, когда появился клуб «Шисейкан», мы стали сотрудничать с японским посольством и Центром человеческого развития. Они приглашают нас на мероприятия, обеспечивают узнаваемость нашему боевому искусству, ведь мы развиваем самурайскую культуру - основу основ Страны восходящего солнца. Тесно взаимодействуем с культурным атташе Посольства Японии в КР. Предыдущий посол Маруо Син посещал все наши фестивали и всегда говорил, как важно развивать межкультурное взаимодействие. Нынешний посол Такаюки Коике также большой друг федерации.

Гуманитарной, технической помощи пока не было, потому что нас очень мало - нет и трех десятков. Но я не жалею, что изначально благодаря Хошино-сенсею мы сделали упор на качество, а не на количество. Посольство Японии было заинтересовано в финансировании иайдо в Кыргызстане, но у них условие: в федерации должно быть минимум 50 человек. Мы движемся к этому числу постепенно, не в ущерб качеству.

Единственное, чего пока у нас нет – своего зала. На данный момент все места, где проходят тренировки, мы берем в аренду.

- Чем объясняется малочисленность федерации?

- Основная проблема в мотивах людей. Были случаи, что к нам приходили ребята, которых привлекало это боевое искусство, но они не углублялись в философию. Им важен имидж, что они изучают самурайское боевое искусство, имеют меч, хакаму (специальная одежда). Но они не работали над телом, разумом, а просто посещали важные мероприятия федерации. В некоторых ситуациях мы указывали ребятам на ошибки, старались донести важность «содержания» самурайства. Бывали и другие случаи, когда из федерации уходили опытные иайдоки. Один обладатель второго дана прекратил занятия, хотя изучал иайдо около пяти лет. В жизни разные ситуации бывают, силой мы никого не держим. Занятия иайдо должны быть в удовольствие, только в этом случае будет результат.