16:01, 21 декабря 2019, Бишкек - 24.kg , Иван МАРЧЕНКО
Аджибек Абакиров в советское время был успешным спортсменом. В 40 лет завершил карьеру, а недавно возобновил. Занимается гирями и пауэрлифтингом (по правилам IPF). В 2019 году выиграл 16 медалей и 6 кубков.
Что побудило его вернуться в спорт, чем он возмутил узбекистанцев, как довел до слез сербов и кто командует в его семье, 72-летний атлет рассказал 24.kg.
— Аджибек Абдыласович, какими видами спорта вы занимались в молодости?
— Горными лыжами, гандболом, футболом, шахматами и бильярдом. В 16 лет стал капитаном взрослой команды по хоккею с мячом. Болельщики пели про меня: «Синий лед, синий лед. Аджи рвется от ворот до ворот». Был бронзовым призером чемпионата Кыргызстана по настольному теннису. Приседал со штангой в . Двухпудовую гирю жал 124 раза. Держал ее на вытянутой руке две минуты — дольше, чем Иван Поддубный когда-то.
В 17 лет выиграл чемпионат республики среди взрослых по боксу. Меня бы туда не допустили, но тренеры на один турнир сделали мне паспорт и написали, что я старше.
— Работать успевали?
— Конечно. Однако в то время на работе обязаны были отпускать участников соревнований.
В юности три года работал молотобойцем на кузнице. Потом ушел в армию. Там меня все уважали. Помню, побил сослуживцев из одной кавказской республики. Они меня не трогали, но обижали других, и я не мог на это спокойно смотреть.
Как лучшего атлета и участника художественной самодеятельности, меня демобилизовали на год раньше срока.
— Что делали после армии?
— Получил образование горняка. Несколько лет работал в шахте в родном Ак-Тюзе. Женился и переехал во Фрунзе. Устроился на одно из промышленных предприятий рядовым сотрудником. Был шустрым и вскоре стал руководителем. Много лет трудился на юге Кыргызстана.
Спортом занимался до 40 лет. Некоторые атлеты, плохо учившиеся в вузе, обращались ко мне за помощью. Я приходил к их преподавателям под видом тренера и уговаривал поставить зачет. За это меня прозвали профессором Аджи.
В 1987-м жена заставила уйти из спорта и уделять больше внимания семье. После развала Союза занялся бизнесом. В конце 1990-х годов приобрел на Иссык-Куле пансионат, вложил в него все деньги, и его у меня отобрали. Ничего не мог сделать — мне противостояли очень влиятельные люди. Подумывал о суициде, но близкие отговорили. Начал трудиться на пивзаводе и вновь встал на ноги. Вложил деньги в детей. У меня их трое.
Меня часто приглашают в гости. Люблю петь. Коронная песня — «Товарищ». Она о войне. Мой отец — фронтовик, поэтому она мне особенно близка.
— Есть внуки?
— Шестеро. Мои инициалы — три буквы А. Всех детей и внуков назвали на А. Однажды племянники спросили, в чем смысл. Я сказал: «Это первая буква алфавита. Она означает лидерство». Теперь и они своих детей называют на А.
— Что побудило вернуться в спорт?
— Младший сын не верил, что я когда-то блистал. Решил показать ему на деле. Он чемпион Кыргызстана по пауэрлифтингу, и я занялся им же. В декабре 2018-го попал к тренеру Василию Журенкову.
В начале года стал чемпионом КР среди ветеранов. В мае взял серебро в Токио на чемпионате мира по жиму штанги лежа.
В июне тренер Шамиль Яргаев пригласил меня в Узбекистан на чемпионат Азии по гиревому спорту. Я завоевал два золота (в рывке и толчке) и кубок в абсолютном зачете. Пудовую гирю выжал 60 раз. С тех пор занимаюсь пауэрлифтингом и гирями параллельно.
В сентябре победил на турнире по гиревому спорту на Международных иссык-кульских играх и поехал в Монголию на чемпионат Азии по жиму лежа. Взял золотые медали в классическом и экипировочном жиме и три кубка в абсолютном первенстве.
В ноябре завоевал два серебра и три бронзы на чемпионате мира по гиревому спорту, проходившем в Нови-Саде (Сербия).
В декабре ездил в Алматы на чемпионат Азии по классическому пауэрлифтингу. В жиме лежа осилил 77,5 килограмма, в приседании со штангой — 90, а в становой тяге — 122,5. Выиграл четыре золота и два кубка.
— Жена одобрила возвращение?
— Конечно. Она в нашей семье главная. Без ее одобрения дети не смогли бы давать мне деньги на все эти поездки. С моей пенсией в 8 тысяч сомов далеко не уедешь.
— Какой турнир запомнился больше всего?
— Везде было интересно. Например, на чемпионате Азии по гирям узбекистанцы пожаловались на меня руководству международной федерации. Думали, я намного моложе и подделал паспорт, чтобы выступать среди 70-летних. Пришлось предъявить все документы вплоть до пенсионной книжки.
— Как изменилась жизнь после возобновления спортивной карьеры?
— Нашел новых друзей. В Алматы общался с сирийцами, японцами и монголами, в Сербии — с местными. Признался в любви к их певцу Джордже Марьяновичу и исполнил одну из его лирических песен. Им так понравилось, аж заплакали. Там же подружился с россиянами и американцами. Россияне мне сказали: «Вот бы ты был нашим!» А я ответил: «Я и так наш, советский человек».
Если бы не спорт, не побывал бы в Монголии, Сербии, Японии и красивейшем узбекском городе Хиве.
— Сколько раз в неделю тренируетесь?
— В спортзале — три. Бывает, дополнительно занимаюсь дома. У меня есть штанга и набор гирь. Каждый день отжимаюсь — 5 подходов по 28 раз.
— Что для вас труднее: гиревой спорт или пауэрлифтинг?
— Гиревой. Еще не до конца освоил технику. Сейчас над этим работаю. Развиваю выносливость — на каждой тренировке 25 минут кручу педали велотренажера. Ежедневно прохожу пешком минимум .
Разрываюсь между двумя видами, поэтому мои результаты растут не так быстро, как могли бы. Со временем придется сосредоточиться на чем-то одном.
— Откуда у вас столько энергии?
— С молодости не уходит. Плюс желание. Чем бы ни занимался, всегда хочу быть лучшим.
— Кто-то из друзей-ровесников занялся спортом?
— Постоянно их агитирую. Пока боятся.
Я не прочь встретиться с президентом. Денег просить не буду. Достаточно, если он меня устно поздравит и скажет другим брать с меня пример.
— О чем мечтаете?
— Как-то на Иссык-Куле познакомился с пловцами из России. Они в восторге от тренировок на высоте 1,6 тысячи метров над уровнем моря. Я спросил: «Если бы у нас был бассейн на высоте 2,8 тысячи, вы бы там занимались?» Ответили утвердительно.
Так у меня появилась мечта построить в Ак-Тюзе спорткомплекс. Он как раз на такой высоте. Хочу, чтобы там были бассейны на 25 и , тренажерный зал, борцовские ковры и боксерские ринги. Иностранцы будут заниматься платно, а одаренные кыргызстанцы бесплатно. Но по моим правилам!
Заметил, что наши спортсмены во время тренировок пьют воду. Когда ты разгорячен, этого делать нельзя. Надо остыть. Гарантирую, если давать им большие нагрузки и не позволять пить, они будут постоянно побеждать.
Хочу вернуть свой пансионат или получить за него компенсацию.
— Что пожелали бы себе молодому?
— Не пить и не курить. До 1980 года я этим сильно страдал.
— А что скажете молодежи?
— Любить спорт, не бросать его, усердно тренироваться и искать спонсоров.