10:00, 12 сентября 2024, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
В Центрально-Азиатском регионе решили ужесточить религиозную политику. Эксперты связывают этот тренд с тем, что изначально у государств ЦА не было четкой позиции. Это привело к распространению неверных толкований основ отдельных мусульманских течений и их последующей радикализации.
Что предпринимают политические светские элиты и насколько успешно, разбирается 24.kg.
Начнем с нашей страны. В Кыргызстане решили переписать Закон «О свободе вероисповеданий». С инициативой выступила Госкомиссия по делам религий. Разработчики предлагают внести около 30 нововведений, то есть фактически принять новый документ.
И начать хотят с религиозных объектов. Их на сегодня в КР насчитывается 4 тысячи 200.
Итак, чиновники госкомиссии выступают за:
Ранее сообщалось, что Госкомиссия по делам религий пролоббирует на законодательном уровне и запрет на создание политических партий на религиозной основе.
Как только проект закона вынесен на общественное обсуждение, проповедники набросились на его инициаторов.
Вмешаться пришлось пресс-секретарю президента Аскату Алагозову. Он попросил на своей странице в Facebook не делать провокационных заявлений.
«Вопросы религии являются крайне чувствительными. Позволять такие искажения эквивалентно игре с огнем. Во-первых, неправильно называть проект закона, который регулирует религиозную сферу в стране в целом, антипропагандистским. Во-вторых, дискуссии проводятся постоянно и с участием специалистов в области религии», — отметил пресс-секретарь главы государства.
Выступил с комментарием и глава Духовного управления мусульман Кыргызстана Абдулазиз Закиров.
Он подтвердил слова Аската Алагозова о том, что проект активно обсуждается с религиозными учеными и юристами, и добавил — при Совете улемов создана комиссия для работы над правовыми аспектами документа.
Муфтий подчеркнул: появившиеся в интернете сообщения о возможном запрете хиджаба и даавата не соответствуют действительности и заявил, что законопроект не содержит положений, ограничивающих право женщин носить хиджаб или платок в общественных местах, таких как школы и больницы.
Он также напомнил, что право на ношение хиджаба является конституционным правом женщин в КР. Про никабы и паранджу Абдулазиз Закиров не уточнял.
А вот в Казахстане на ношение хиджабов в школах ввели запрет, что вызвало бурные дискуссии.
Правительство аргументирует решение необходимостью поддержать светский характер образовательных учреждений и равенства всех религий перед законом. Чиновники отмечают: запрет распространяется как на учеников, так и на учителей, но не действует за пределами школ.
Мнения по этому вопросу разделились: одни поддерживают запрет, называя его «важным для сохранения светскости, другие считают его нарушением прав и свобод вероисповедания».
Даже президент страны Касым-Жомарт Токаев высказался по этому поводу, подчеркнув, что «школа должна оставаться местом для получения знаний, а религиозные убеждения — это личное дело каждого».
Не отстает от соседей и Узбекистан. Там мужчин заставляют сбривать бороды и штрафуют за отказ это делать. Об этом пишет местное издание Podrobno.uz.
Сама норма о «нахождении в общественных местах в виде, не позволяющем идентифицировать личность», в Кодексе об административной ответственности действует с октября 2023 года.
«Согласно статье 184−4, мужчинам запрещено носить бороды, а женщинам — одежду, закрывающую лицо. Нарушение закона ведет к штрафу до 5,1 миллиона сумов ($400. — Прим. 24.kg)», — отмечает издание.
Но есть и исключения. В кодексе сказано, что граждане могут «закрывать» лицо в случаях, «прямо разрешенных законодательством»: это служебная форма, костюмы на мероприятиях или отдельные случаи по медицинским показаниям.
Журналисты напомнили, что в августе 2024-го Зангиатинский суд оштрафовал женщину на 1,7 миллиона сумов ($134) за ношение маски в общественном месте.
Через месяц после того, как в Узбекистане принят новый закон, в парламенте Кыргызстана тоже заговорили о запрете на объемные бороды и паранджу. Депутат Шарапаткан Мажитова предложила за это штрафовать или привлекать к общественным работам. По ее мнению, так в стране будут обеспечены безопасность и общественный порядок.
Юрист Таттубубу Эргешбаева в комментарии 24.kg подчеркнула: в целом инициатива, предусматривающая запрет на ношение паранджи и никаба, нужная и правильная.
Эти одеяния не позволяют идентифицировать лицо человека. Цель — только идентификация лица. Но я против нормы про бороду. Борода — это то, что принадлежит самому человеку, не является предметом одежды.
Таттубубу Эргешбаева
P.S. Между тем приведенный выше обзор подтверждает выводы аналитиков о том, что авторитарные правительства региона нацелены на усиление репрессий против исламских движений — как экстремистских, так и умеренных. Это, по мнению экспертов, связано с опасениями роста религиозного экстремизма, с одной стороны, и стремлением контролировать политическую активность под религиозными лозунгами — с другой.