Морковь, яблоки, лимоны. Как пришкольные участки расширяют рацион учащихся

12:00, 10 сентября 2024, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

Около 75 процентов школ в Кыргызстане предоставляют горячее питание ученикам начальных классов. Одним из важных направлений расширения пищевого рациона и витаминизации является развитие пришкольных хозяйств. Редакция 24.kg узнала, что выращивают на них и как это сказывается на меню.

Польза детям и плюсы школе

По данным Минобразования, пришкольные хозяйства созданы примерно в 1,5 тысячи учебных заведений. Одно из них носит имя Абдыша Ракымова и расположено в селе Ак-Чий Ак-Суйского района Иссык-Кульской области. Школа рассчитана на 704 человека, но учится там почти вдвое меньше, примерно 120 детей получают горячее питание.

Два дня в неделю младшеклассникам предоставляют молочные каши, три — иные горячие блюда.

Меню разнообразное: несколько видов супов (гороховый, чечевичный, с макаронами, шорпо, борщ) и молочных каш (рисовая, гречневая, манная), а также другие блюда (бешбармак, лагман, плов, дымдама).

Но так было не сразу. Столовой в учебном заведении изначально не было, под буфет оборудовали один из классов. При поддержке айыл окмоту провели водопровод, установили раковины, купили посуду.

из архива Жомарта Ракымова
из архива Жомарта Ракымова
из архива Жомарта Ракымова
В 2014 году школа стала участником проекта Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН «Оптимизация школьного питания в КР». Гуманитарная организация предоставила кухонное оборудование, холодильники и помогла с обогащенной мукой (с 2016-го учебное заведение обеспечивает себя ею самостоятельно).

«Когда я начал работать директором в 2018 году, в школе было 3 гектара поливной земли, выращивали картофель и пшеницу, — рассказывает Жомарт Ракымов. — В 2019-м айыл окмоту по моей просьбе предоставил еще гектар земли. В этом году 1,5 гектара мы засеяли многолетними травами (эспарцет), остальные — пшеницей. В 2023-м с гектара получили высокий урожай картофеля, но были проблемы со сбытом и хранением, больше половины сгнило, поэтому увеличили площади под зерновые».

Эспарцет в школе имени Ракымова продают, чтобы покрыть нужды столовой, а пшеницу обменивают на муку.

из архива Жомарта Ракымова
из архива Жомарта Ракымова
из архива Жомарта Ракымова
Кроме того, при учебном заведении есть небольшие участки, на которых несколько лет назад высадили яблони. В этом году ожидают первые плоды, которые окажутся на обеденном столе школьников. Между рядами деревьев выращивают овощи (свеклу, капусту, морковь), которые используют для приготовления салатов два-три раза в неделю.

За таким большим хозяйством следит завхоз. Детей к прополке, поливу и другим сельхозработам, по словам директора школы, не привлекают. Сложновато, признается он, но приходится успевать.

Кстати, по законодательству до 20 процентов полученных доходов идет на премирование педагогического, младшего и технического обслуживающего персонала, задействованного в деятельности пришкольного хозяйства.

При этом не менее 50 процентов должны направлять на школьное питание учащихся, не менее 20 процентов — на работу пришкольного хозяйства, до 20 процентов — на покупку кухонного инвентаря и оборудования для столовой, улучшение санитарно-гигиенических условий, ремонт школьных помещений.

«В прошлые годы за счет продажи картофеля мы приобрели телевизоры для начальных классов и ноутбуки для повара и завучей», — отмечает Жомарт Ракымов.

Без помощи никак

Программа школьного питания в Кыргызстане реализуется с 2006 года. В первое время учащиеся 1-4-х классов получали в основном стакан молока/чая с булочкой. На большее выделяемого бюджета (7 сомов на человека, 10 сомов в отдаленных регионах) не хватало.

С 2013-го учебные заведения начали переходить на горячее питание благодаря поддержке международных организаций и представителей местных сообществ. В 2024 году нормы питания увеличили до 14 сомов, в Бишкеке за счет местного бюджета эта сумма составляет 22 сома, в Оше — 15. Во многих общеобразовательных организациях к софинансированию активно подключаются родители учеников.

К примеру, в школе имени Ракымова родители ежемесячно собирают по 140 сомов. Около 20 из них идет на зарплату повару, столько же — на мыломоющие средства, остальное — только на мясо. Без такой финансовой поддержки рацион пришлось бы значительно пересмотреть. Ведь даже 14 сомов в нынешних реалиях недостаточно для ежедневного предоставления учащимся разнообразных и питательных блюд.

Не только поле, но и теплица

Школа имени Сайдакматова в селе Араван Ошской области тоже стала участником проекта ВПП ООН в 2014 году по инициативе тогдашнего директора Рано Рахимовой. Сейчас она работает учителем химии и биологии, но хорошо помнит, как при ней организовывали горячее питание.

Учебное заведение, по словам Рано Рахимовой, открылось в 2001-м, отдельного помещения под столовую не было. Позже по проекту АРИС на пришкольной территории возвели новую пристройку, где появились кухня и склад. Айыл окмоту помог провести горячую воду и приобрести мебель, родители купили посуду, а ВПП ООН предоставила оборудование и в течение двух лет помогала обогащенной мукой.

«Позже мы продолжили сами при поддержке родителей учеников, они сдавали по 50 сомов в месяц. На пришкольном участке в несколько гектаров завхоз и садовник выращивали овощи (лук, морковь, картофель и другое), рис и хурму. Полученные доходы направляли на школьное питание и другие необходимые расходы», — говорит учитель химии и биологии.

предоставлено Рано Рахимовой
предоставлено Рано Рахимовой
предоставлено Рано Рахимовой
В 2017 году в рамках второго этапа проекта школа получила финансирование от ВПП на создание теплицы. На трех сотках высадили 70 саженцев лимонов, которые неплохо плодоносят. На вырученные с урожая средства покупают то, что не производят в учебном заведении (бананы, мандарины, молоко, яйца), покрывают другие нужды.

Родители сейчас сдают по 100 сомов в месяц, часть из них идет на оплату труда работников кухни.

От школьных грядок, по словам Рано Рахимовой, есть польза и для образования: ученики могут проводить там практические занятия по биологии.

На сегодня по республике горячее питание предоставляют более 1,7 тысячи школ (или 75 процентов). К 2027-му планируется подключить все учебные заведения КР. Полноценное горячее питание положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся, подчеркивают специалисты.