Водные проблемы в Центрально-Азиатском регионе. Страны готовы решить их сообща?

10:00, 28 июня 2024, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА

Недостаток воды в регионе становится одной из наиболее серьезных проблем для стран Центральной Азии. И ситуация, по мнению ученых, будет усугубляться, если уже сегодня не предпринять реальные шаги.

Но одна из проблем — страны региона не хотят или не могут выработать единые подходы, предпочитая отстаивать свои интересы.

Каждый по себе

«Все страны региона согласны сотрудничать. Но механизма такого сотрудничества не существует. Практически невозможно собрать в одном месте министров воды, энергетики, руководителей правительства и еще кого-нибудь из администрации президента и обсудить водно-энергетические проблемы региона», — сказал на одном круглом столе в ноябре 2023 года координатор региональных проектов Всемирного банка в Центральной Азии Дмитрий Петрин.

Глава кабмина Кыргызстана Акылбек Жапаров на Международном инвестиционном энергетическом форуме в Вене заявил, что зачастую интересы стран — пользователей водными ресурсами не совпадают.

«Казахстан и Узбекистан хотят использовать воду в ирригационном режиме летом, Кыргызстан и Таджикистан — в энергетике зимой. Данная ситуация влияет на энергетическую и продовольственную безопасность в регионе», — сказал он.

Директор института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР Догдурбек Чонтоев отмечает, что в советское время республика взамен поставки воды соседям через Москву получала компенсацию в виде энергоресурсов (нефть, уголь), сельхозпродукции или сельхозтехники.

«После распада Союза все перешли на рыночные условия, и мы сегодня покупаем газ, нефть, уголь у соседей. Но воду должны почему-то давать бесплатно или практически даром. Например, между Орто-Токойским и Кировским водохранилищем есть три гидроузла. И Казахстан за них оплачивает сейчас около 180 миллионов тенге (около 30 миллионов сомов). Это мизер. 15 КамАЗов яблок столько стоят», — отметил он.

По его словам, изучив водную тему, пришел к мнению, что, к сожалению, взаимовыгодного водно-энергетического сотрудничества или каких-то механизмов, которые удовлетворили бы все пять стран, нет.

«Каждая страна в первую очередь отстаивает свои интересы. Поэтому мы сегодня предлагаем, может быть, идти на двусторонние соглашения отдельно с Казахстаном, отдельно с Узбекистаном, отдельно с Китайской Республикой», — добавил он.

Почему воды станет мало

Аналитики ВБ прогнозируют, что к 2050 году на фоне роста населения в Центральной Азии до 90 миллионов человек, дефицит воды составит 25-30 процентов. При этом потребность в водных ресурсах, используемых для земледелия, может возрасти на 30 процентов уже к 2030 году.

Водные ресурсы в Центрально-Азиатском регионе распределены очень неравномерно, поэтому крайне важно осознавать необходимость сотрудничества в области использования трансграничных рек.

Так считает Догдурбек Чонтоев. Он называет несколько основных причин, из-за которых водные проблемы будут усиливаться. Во-первых, это изменение климата и повышение температуры. В результате интенсивно оттаивают ледники. Вторая причина связана с ростом населения в регионе. К концу прошлого столетия на территории Центральной Азии (5 республик) проживало буквально 25 миллионов человек, сегодня — уже 78 миллионов, а к 2050 году, по прогнозам, численность населения перевалит отметку в 100 миллионов.

И третья причина — антропогенное воздействие на природную среду. Сегодня Афганистан строит канал Куш-тепа. Когда его завершит, по планам в 2028 году, то будет забирать из Амударьи 30 процентов воды. В результате в странах ниже по течению, а это Узбекистан, Туркменистан и отчасти Казахстан, еще усилится водная проблема.

По его словам, Кыргызстану повезло больше, чем соседям. Наша республика единственная в Центральной Азии, у которой водные ресурсы полностью формируются на собственной территории.

«Можно сказать, мы как бы водонапорная башня Центральной Азии. Ежегодно на нашей территории формируется 51 миллиард кубических метров воды — это речной сток. Из них для внутреннего пользования мы используем чуть более 12 миллиардов, а остальные 39 миллиардов вытекает соседям: 24 миллиарда получает Узбекистан, где-то 7 миллиардов — Китай, около 6 миллиардов — Казахстан и около 2 миллиардов — Таджикистан», — добавил Догдурбек Чонтоев.

Что уже делается

Страны низовья уже сегодня предпринимают ряд кардинальных мер, чтобы если не избежать водного коллапса, то хотя бы отсрочить его.

Например, в конце 2023 года Казахстан начал работу по строительству девяти новых водохранилищ. В частности, это делается для сокращения водной зависимости от соседних государств.

Почти половину всего объема воды — 46 процентов, Казахстан получает от сопредельных стран.

В Узбекистане президент Шавкат Мирзиеев объявил 2024 год периодом перехода на чрезвычайный режим работы по экономии воды в Узбекистане. В частности в республике в ударном режиме должны бетонировать каналы, поскольку глава государства считает это решением проблемы потери воды. Со ссылкой на анализ международных экспертов он заявил, что за счет бетонирования 447 самых важных каналов страны можно снизить потери на 30 процентов, или на 4 миллиарда кубометров.

Строят соседи и водохранилище. Например, в Джизакской области гидросооружение позволит обеспечить водой 20 тысяч гектар неиспользуемой земли, расширить посевные площади, на которых можно будет выращивать культуры экспортного и промышленного значения.

В Кыргызстане также ведется активная работа по минимизации потерь в водопользовании.

По словам замминистра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР Алмазбека Сокеева, за последние три года в 7-8 раз увеличено финансирование на ирригационные сети, которые необходимо привести в рабочее состояние.

«Сегодня в нерабочем состоянии у нас находятся около 40 процентов ирригационных сооружений, которые находятся на балансе государства. Что касается сельскохозяйственных каналов на балансе сельских управ, то ремонтировать и очищать нужно примерно 70 процентов из них. За последние полгода нам удалось увеличить объем подачи воды примерно на 40 процентов. Многие каналы сегодня очищены и функционируют. Реконструкция этих сооружений позволит минимизировать потери, а это значит, что мы сможем подавать больше воды странам низовья», — рассказал он.

«Камбар-Ата» нас связала

В одном из своих интервью президент Садыр Жапаров за­явил, что в Кыргызстане для решения проблем с нехваткой воды будут строить бассейны суточного регулирования (БСР)и декадного водорегулирования (БДР). Это позволит регулировать водоподачу в поливной сезон.

Но для накопления воды в значительных объемах необходимо строить большие водохранилища, а это можно сделать только в узких ущельях.

У Кыргызстана в этом вопросе большой потенциал. На территории республики можно построить около 78 створов.

«Те водные объекты, которые сегодня строят соседи, — в основном малые, сезонного регулирования. Примерно как Орто-Токойское и Кировское у нас. Если в нашем крупнейшем в регионе Токтогульском водохранилище мы можем собрать более 19 миллиардов метров кубической воды, то в первых двух — буквально по 400 миллионов. Они работают в поливной сезон: весной дается вода на поля Чуйской долины и Казахстана, а к концу сезона она там фактически заканчивается. Сегодня идет строительство ГЭС «Камбар-Ата-1». Она нужна и для регулирования стока Токтогульского водохранилища, для обеспечения энергетической безопасности республики. Но в то же время, в ее водохранилище можно будет собрать около 5 миллиардов кубометров воды. Это позволит зимой вырабатывать электроэнергию и при этом вода будет поступать в Токтогульское водохранилище», — рассказал Догдурбек Чонтоев.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в одном из интервью сказал, что республика использует только 1 процент реки Нарын для орошения и питьевой воды.

«99 процентов поступает в Узбекистан и Казахстан. Когда Камбаратинская ГЭС-1 будет достроена, мы сможем использовать ее для получения электроэнергии зимой, а в поливной сезон отдавать соседям достаточно воды, собранной на Токтогульской ГЭС», — сказал он.

В середине июня Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили соглашение о сотрудничестве по проекту строительства Камбаратинской ГЭС 1.

Долевое участие Кыргызстана в проекте и уставном капитале будет составлять 34 процента и по 33 процента получат казахская и узбекская стороны.

Если этот масштабный проект по строительству Камбаратинской ГЭС-1, имеющий важность для всего региона, будет реализован, то, вполне вероятно, что и по другим водным вопросам страны смогут договориться.