10:00, 26 июня 2024, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Лето у педагогических работников в Кыргызстане началось не спокойно. Несколько гимназий и лицеев уже потеряли свой особый статус, остальные ждут своей очереди. Это влечет сокращение финансирования и надбавок к зарплате учителей. Зачем это делается и чем чреваты подобные изменения?
«Упор сделан на повышение качества образования в гимназиях и лицеях, поскольку учителя за статус школы и работу дополнительных кружков получают надбавки к зарплате в 15 и 20 процентов соответственно. Из республиканского бюджета на доплату педагогам ежегодно выделяется 1 миллиард 13 миллионов сомов, в то время как есть школы с низким уровнем качества образования», — отмечали в ведомстве.
На вопрос 24.kg о том, разработаны ли критерии и проведен ли анализ, замминистра образования и науки Муратбек Касымалиев ответил, что до сентября планируется создать комиссию и определить, какие школы сохранят свой статус. Будут анализировать в том числе итоги Общереспубликанского тестирования, теста «Алтын тамга» и другие показатели. При этом он отметил, что в случае истечения срока аккредитации надбавки за гимназические и лицейские классы не оплачиваются.
Всего на начало учебного года в Бишкеке было 37 статусных образовательных организаций, из них у 11 сроки действия сертификатов закончились. На основании письма Минобразования им завершили 15-процентную доплату.
Согласно действующему закону, аккредитация общеобразовательных школ добровольная. «Но государство не будет платить, даже если пройдут [аккредитацию]», — заявил редакции Муратбек Касымалиев.
На уточняющий вопрос, значит ли это, что школам теперь никак невозможно получить допфинансирование, он ответил: «Получается, да».
Вопрос сокращения зарплат на заседании Жогорку Кенеша 13 июня поднял депутат Дастан Бекешев. «Мы говорим, что будем открывать инновационные школы, но в то же время в других школах сокращаем зарплату. Если эти учителя начнут увольняться, где мы найдем других? В связи с чем Минобразования проводит такую политику?» — спросил он министра образования Догдуркул Кендирбаеву.
«Мы, как исполнительный орган, лишь выполняем требования закона. В новом законе нет таких понятий, как школы-гимназии, интернаты», — коротко ответила чиновница.
В действующем же законе этих понятий нет. В статье 19 перечислены типы образовательных организаций, общеобразовательные школы делятся только по уровню — начального, основного и среднего общего образования.
В целях упорядочения деятельности общеобразовательных организаций и создания равных возможностей для учащихся МОиН разработало проект постановления кабмина. Согласно ему, до 18 августа 2024 года должны провести работу по переименованию школ-гимназий (гимназий-интернатов) и школ-лицеев (лицей-интернатов) в общеобразовательные школы (школы-пансионы).
По проекту типового положения, к общеобразовательным организациям будут относиться: общеобразовательная школа, учебно-воспитательный комплекс, школа-комплекс, авторская школа, экспериментальная школа, школа-пансион, школа-интернат, специальная школа, специальная школа-пансион, специальная вспомогательная школа, специальная вспомогательная школа-пансион, санаторная школа-интернат, вечерняя школа (вечерняя и сменная), заочная школа, онлайн-школа, малокомплектная школа.
По словам экспертов, участвовавших в обсуждении и разработке проекта закона об образовании, принятом в августе 2023 года, аннулирование статусных школ основывалось на принципе о праве каждого ребенка на качественное образование. Если точнее, целью было предоставить всем обычным школам те же возможности, что и у гимназий, и лицеев.
«Я, как член межведомственной группы, считаю, что это должно называться не «лишением статуса», а обретением всех школ равного статуса, — заявила 24.kg Бурул Макенбаева. — Разница в финансировании обычных и статусных школ может оказаться трехкратной, это нарушает принцип равенства. Во-вторых, при получении статуса создаются условия для коррупции. В-третьих, гимназии и лицеи обладают некоторой академической свободой. Но такая свобода должна быть у всех школ. Нужно также выровнять финансирование городских и сельских школ. Повышенные коэффициенты финансирования должны быть при обучении детей с инвалидностью и в трудной жизненной ситуации, а также в удаленных и труднодоступных регионах».
«Потом подавалось заявление на проведение аттестации. Приезжала большая комиссия из министерства, смотрела рабочие программы, присутствовала на уроках. На это уходило еще 1-1,5 месяца. В итоге комиссия выносила свой вердикт — можно ли присвоить школе статус или нет, возможно, нужно было что-то доработать», — рассказала руководитель.
Только после прохождения аттестации и получения сертификата 15-процентную доплату вносили в планируемый на следующий год бюджет. В школах-гимназиях начиналась кружковая работа, углубленное изучения каких-то предметов и другая деятельность. Деньги за это с учащихся не брали.
«Проблема в том, что после лишения статуса заберут кружки, на которых в том числе в гимназиях занимались с детьми олимпиадными заданиями. Теперь этого делать никто не будет», — заметила директор.
Да, у детей будет возможность получать дополнительные образовательные услуги, но уже за деньги, которые будут идти на спецсчет. Фактически, кружки перекладывают на плечи родителей.
Директор школы-гимназии
Появится и другая проблема: под углубленную программу статусные школы закупали в свое время учебники. «Кто нам заменит их под общеобразовательную школу? Никто, сказали менять самим. Продолжать работать по своим книгам мы не можем, потому что вели 5 часов вместо обычных двух, — пояснила руководитель. — Конечно, мы можем продолжать работать, как и раньше. Но получается, что два часа дети могут изучать предмет бесплатно, а три часа уже за деньги. За углубленное изучение придется платить. Допуслуги законодательством разрешены, тарифы утверждены. Но всем ли родителям это будет по карману?»
Статусные школы, как пояснила она 24.kg, должны иметь свою историю, традиции. На занятиях ученики среднего и старшего звена должны ставить эксперименты, реализовывать проекты, проводить исследовательскую работу. В этих организациях должно быть хорошее материально-техническое оборудование, лаборатории, ресурсные центры, лингвистические кабинеты, хороший спортивный инвентарь.
«Однако есть школы со статусом, но без необходимой базы. Если нет ресурсов, как они покажут высокие результаты? Для меня остается загадкой, как эти школы могли получить статус», — заметила она.
Умутхан Тыналиева считает, что слова «гимназия», «лицей», «учебно-воспитательный комплекс» служат неким товарным брендом для заманивания родителей учащихся, но не гарантируют соответствие присвоенному статусу. «Первая цель — получение дополнительного финансирования, вторая — не будем лукавить, внебюджетные средства родителей, которые пытаются запретить», — сказала она.
По ее словам, к лишению статуса школ-гимназий и лицеев Минобразования должно было подойти дифференцированно.
«Можно было оставить право аккредитации, тем более министерство очень этого хочет. Пусть это будет добровольно, с более жесткими требованиями, но сделайте четкий нормативный правовой акт и дайте школам такую возможность. Если они подтвердят статус, то за счет местного бюджета можно продолжать финансирование, — сказала она. — Сейчас же пошли по самому простому пути — автоматически лишили допфинансирования и статуса всех, у кого истек 5-летний срок лицензии».
«Ни анализа, ни мониторинга не провели. А ведь в числе лишенных статуса есть действительно успешные школы, именно по качеству образования. Это негосударственный подход. Закон не надо исполнять механически. Всегда должна быть конкурентная среда, иначе не будет качественного образования. Учителя за лето могут уволиться и уйти в частные школы. В итоге пострадают обычные дети, родителям которых не по карману частные школы. В чем тогда смысл реформы системы образования и нового закона? Нельзя во главу угла ставить только сэкономленные средства. На образовании детей не стоит экономить, вклад средств приносит результаты не сразу, это долгосрочные цели» — подчеркнула Умутхан Тыналиева.
В проекте типового положения прописано, что общеобразовательная школа может получить статус авторской или экспериментальной, но самого механизма пока нет, и сколько времени уйдет на это у школ, не известно.
СМИ писали, что даже в передовых школах в минувшем учебном году по несколько месяцев не велись некоторые предметы. Вряд ли после отмены 15-процентных надбавок выстроится очередь желающих работать.