10:00, 06 марта 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
В Кыргызстане появился очередной новый министр образования и науки. Им стал экс-депутат Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев. Очевидно, нас опять ждет новая реформа. Чиновник заявил, что будет внедрять в систему образования британский и советский методы обучения.
24.kg разбиралось, чем отличаются системы образования и чей опыт собирались перенимать в свое время прежние министры.
«Мы возьмем хорошие стороны советской педагогики. Последние 200-300 лет в мире сражались две модели. Модель обучения Пруссии и Британии. Победила британская система. Финская, шведская, эстонские школы применяют именно эту модель. Казахстан полностью перешел на эту систему. Третий компонент — национальные ценности», — отметил он.
По словам директора Центра анализа государственной политики Алмаза Тажыбая, все страны строят систему образования под свои условия с учетом политического уклада, экономических возможностей и сложившихся традиций.
«Кыргызстан должен строить свою модель исходя из своих возможностей и с учетом опыта других государств», — считает он.
Алмаз Тажыбай кратко описал отличия некоторых систем образования:
Заявления о том, что британская система взяла за основу советский метод образования, — миф и пропаганда. В советской системе была сплошная теория, но не компетентностный подход, применяемый в Европе.
Алмаз Тажыбай
«136 стран мира так учат своих детей и молодежь (США, Сингапур, Финляндия, Грузия, Казахстан и другие). И это удобно, если ребенок будет поступать после окончания школы в Кыргызстане для дальнейшего обучения за границей. В том числе это облегчит признание аттестата выпускника кыргызской школы в иностранных государствах», — отмечали в ведомстве.
Кстати, Каныбек Иманалиев не стал отвечать, является ли он сторонником 12-летнего образования, — заявит в конце марта.
После первого назначения в 2020 году в интервью 24.kg Алмазбек Бейшеналиев говорил, что намерен изучать финскую, японскую, сингапурскую и корейскую системы образования.
«В глобальном мире нет единого стандарта. Чтобы адаптировать чужую систему, к примеру финскую, наше общество должно быть готовым к этому, — отмечал он. — Можно размышлять об образовании, как у финнов, экономике, как у них. В первую очередь не должно быть голодных людей. У нас же кризис в экономике, огромная миграция. Даже если внедрять чью-то идеальную систему, это не будет работать. Мы должны изучать наши приоритеты, идеологию, местные ценности. У нас идет инерция от Советского Союза, там тоже было очень качественное образование, но мы должны разработать свою систему, идеальную для нас».
На опыт Финляндии часто ссылалась Гульмира Кудайбердиева в бытность министром образования. «В Финляндии, к примеру, вообще отменены любые формы оценки знаний учащихся, зато постоянно проводятся различные срезы знаний, которые позволяют понять проблемы и решить, куда направить свои усилия. Мы работаем над созданием национальной системы оценивания образовательных достижений школьников», — говорила она в апреле 2017 года.
При ней же планировали ввести новую систему оценки деятельности школ и их руководителей. Однако каких-то кардинальных изменений после этого так и не последовало.
К примеру, в Эстонии, завоевавшей первенство среди других стран Европы в рейтинге PISA в 2018-м, существует специальная программа оценки качества образования, которая проводится раз в три года по трем профилям: чтение, математика и естественные науки. Большинство учебных заведений сами подают заявку на участие, чтобы понимать ситуацию.
После поездки в Финляндию чиновники Минобразования предложили также временно отложить аттестацию учителей. Процесс не запустили до сих пор.
При министре образования Эльвире Сариевой изучали грузинский опыт — в части финансирования частных учебных заведений, искоренения коррупции в школе и снижения насилия.
Кроме того, внедряя пилот по эффективному использованию помещений в детсадах, местные чиновники изучали опыт Японии, Швеции и Финляндии. Воспитанники некоторых детских садов в Бишкеке и Оше стали спать на матрасах в игровых комнатах, а не на кроватях в спальнях. За что Госсанэпиднадзор выписал штрафы: не все зарубежное подходит под наши стандарты и требования.
Представители интеллектуального фонда KG Analytics, изучив опыт разных стран, считают, что Эстония наиболее подходящий вариант для Кыргызстана. Эксперты аргументируют это, во-первых, общим прошлым. А во-вторых, сегодня Эстония на пятом месте в мире по уровню школьного образования, обогнав даже Финляндию.
Почему учащиеся Эстонии показывают такие высокие результаты? Школы и учителя в этой стране обладают большой автономией. Общество ценит образование.
«При создании своей системы образования мы должны понять, какого человека хотим получить в итоге. Родители должны сами выбирать. Мы хотим, чтобы ребенок был счастлив в школе, чтобы его не унижали, не называли неспособным усвоить тот или иной предмет, и он постепенно набирался знаний? Тогда для этого нужно давать экономическую свободу, чтобы дети овладевали полезными навыками, — подчеркнул Алмаз Тажыбай. — В 2014 году Минобразования перешло на компетентностный подход. Для этого учительский корпус должен преподавать по-новому».
Но мы до сих пор видим много надругательств и унижений над детьми. При этом одна часть общества поддерживает строгость учителей, другая часть — за гуманную педагогику.
Алмаз Тажыбай
«В Кыргызстане главным результатом школьного образования считают поступление в вуз. На самом деле во всем мире главный результат — самочувствие ребенка в школе. Он должен плавно овладевать навыками и компетенциями, — добавил он. — В нашем госстандарте образования всего три компетенции, а в некоторых странах восемь-девять. У нас, к примеру, не учат финансовой грамотности. После школы дети должны быть грамотными и способными выжить. Но пока наши реформы этого не обеспечивают».