11:05
USD 69.49
EUR 78.71
RUB 1.05

Зарылбек Альджанов о том, как МЧС проходит сквозь огонь и воду

Вопрос пожарной безопасности будет актуален всегда, ведь от этого зависят наши собственные жизни. Важно, чтобы люди знали и соблюдали правила поведения и инструкции, потому что никогда не знаешь, к чему может привести неаккуратное обращение с огнем или потенциально опасным предметом. Ярким примером такого трагического стечения обстоятельств может служить ЧП в городе Техас-Сити (США), где причиной одного из крупнейших пожаров в истории послужил окурок. Плохо затушенную сигарету бросили в трюме французского корабля. На борту судна была большая партия аммиачной селитры. Произошел взрыв, что спровоцировало возгорание соседних кораблей. Достигнув причала, пламя перебросилось на расположенные рядом нефтеперерабатывающие заводы. В результате пожар унес жизни около 600 человек, в том числе и добровольной пожарной бригады, вызвавшейся остановить это бедствие.

В Кыргызстане, по официальным данным, за 2014 год зарегистрировано 4,361 тысячи возгораний, материальный ущерб составил 361 миллион сомов, при этом только в столице зафиксировано 858 пожаров, материальный ущерб от которых составил 79 миллионов сомов.

За 8 месяцев 2015 года зарегистрировано 2,696 тысячи случаев, материальный ущерб составляет 193 миллиона сомов. В Бишкеке произошло 632 пожара, материальный ущерб городу составил 68 миллионов. Это достаточно внушительные цифры, которые должны насторожить всех - и обычных граждан, и управленцев. Нельзя недооценивать возможность возникновения такой неконтролируемой стихии, как пожар.

В преддверии отопительного сезона вопрос пожарной безопасности становится более актуальным. ИА «24.kg» взяло интервью у Зарылбека Альджанова, начальника управления Государственной противопожарной службы города Бишкека (при МЧС), в котором он рассказал о роли огнеборцев и о проблемах в подразделениях ведомства.

- Какие структуры принимают участие в обеспечении пожарной безопасности нашего города?

- Существует план взаимодействия мэрии Бишкека. Он касается 9 пожарных частей, спасательных служб МЧС, Горводоканала, Горгаза, милиции, скорой помощи и электриков, входящих в состав МЧС. Раньше со всеми этими ведомствами была прямая телефонная связь, а сейчас такого, к сожалению, нет.

- Достаточно ли оборудования и инвентаря у пожарных частей?

- Нам необходимо обновление автопарка, почти всей спецтехники. В последний раз парк обновляли в 2009 году. Шесть лет прошло, но все еще не хватает техники. Например, сейчас у нас есть 8-тонная автоцистерна на шасси КамАЗа, эта машина нас спасает, но она всего одна на весь город. Срок эксплуатации пожарных автомобилей составляет 10 лет, всем это прекрасно известно. На данный момент большая часть машин уже морально устарела. В основном на вызовы пожарные бригады выезжают на машинах, которые привезли в 2007 году. Звучит, конечно, не так уж и плохо, но у нас в эксплуатации до сих пор находится техника 1988 года выпуска и работает лишь потому, что она еще советская.

С оборудованием тоже не все гладко. Не хватает пожарных рукавов, ломов, багров, стволов. Боевая одежда не обновляется уже лет пять. В прошлом году из Голландии получили гуманитарную помощь - 86 костюмов, планируем получить еще. Но вы должны понимать, что костюмы к нам приходят не новые, а бывшие в употреблении. На Западе оборудование и инвентарь обновляются каждые два года, у нас же по мере редкого финансирования. У каждой пожарной части примерно одинаковые проблемы.

- Ведется ли в городе учет зданий повышенной взрыво- и пожароопасности?

- Сейчас мы этим уже не занимаемся, эти функции выполняют другие ведомства. Но раньше это были наши обязанности. Мы разделяли здания на различные категории: пожароопасные, взрывоопасные и так далее. На каждый объект мы составляли предписание с указанием категории помещения и его класса.

- А при проектировании зданий принимаете участие в организации мер пожарной безопасности? Кто, например, принимает план эвакуации?

- Это уже не наша обязанность. Согласно закону о пожарной безопасности, этим должна заниматься техинспекция, но мы делаем рекомендации, предложения. Согласно регламенту о пожарной безопасности, по статье 107 ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности несут лица, которые непосредственно проектируют объекты, а также органы, проводившие экспертизу.

Архитекторы и пожарные почти ничем не отличаются друг от друга. Мы работаем со СНиПами (строительными нормами и правилами), они тоже. Тем не менее с их стороны периодически происходит нарушение норм.

- А как обстоят дела с гидрантами?

- Это самая больная для нас тема. Компании, выигравшие тендер на строительство дорог, не согласовывают с нами планы, а сразу укладывают асфальт и вводят трассу в эксплуатацию. Согласованием должно заниматься ДЭП (дорожно-эксплуатационное предприятие), но они тоже этого не делают.

- Сколько гидрантов в городе и в каком они состоянии?

- При Советском Союзе в Бишкеке было 2,9 тысячи гидрантов, сейчас осталось 2 тысячи 444. В рабочем состоянии находятся 1 тысяча 613. Горводоканал ответственность за это на себя не берет, а ведь это их прямая обязанность.

Большинство этих проблем можно решить при условии своевременного финансирования, но правительство отбрасывает нас на второй план. На первом месте у них министерство обороны и милиция. Мы ведь тоже являемся военнослужащими, несем такую же службу. Занимаемся строевой подготовкой, пожарно-прикладным спортом, наши ребята всегда готовы, они всегда начеку.

Российские пожарные с их современной техникой не всегда справляются с крупными пожарами, что уж говорить о нас… Мы привыкли работать по старому методу – вперед и только вперед, но рано или поздно этот метод перестанет помогать. Должна произойти модернизация всего ведомства, начиная от машин и заканчивая разработкой и внедрением новых тактик тушения пожаров. Мы не должны сидеть на месте, надо двигаться вперед!

Популярные новости
Бизнес