Общественный транспорт Бишкека. Чего нового ожидать горожанам

14:07, 29 января 2019, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА

У столичной мэрии грандиозные планы в сфере общественного транспорта: изменить маршруты, ввести электронное билетирование, пересмотреть тарифы и внедрить метробусы.

По словам вице-мэра Максима Ситникова, мэрия разрабатывает стратегию развития общественного транспорта на пять лет.

Как новые автобусы изменят маршруты

В этом году в Бишкек прибудут 69 новых автобусов, которые работают на газе. Тендер на их поставку выиграла китайская корпорация Zhengzhou Yutong Bus Co., Ltd. Новые автобусы внесут коррективы в маршруты общественного транспорта.

Но пока в мэрии новые схемы не готовы. Известно, что планируют восстановить три автобусных маршрута — № 29, 48 и 4. Еще один — № 5 — отдадут частнику, сообщил начальник управления транспорта муниципалитета Хасанбек Алимбеков.

Однако кардинально изменить ситуацию вряд ли получится. Городу необходимо около 600-800 автобусов и троллейбусов.

Сегодня же на линии выходят только 200-250 единиц транспорта большой вместимости.

При разработке автобусных и троллейбусных маршрутов хотят избежать их дублирования, а микроавтобусы планируют пустить по второстепенным улицам, в жилмассивы и на участки, которые освободят после оптимизации маршрутов транспорта большой вместимости. И обещают сделать так, чтобы новые маршруты были рентабельными. Иначе частники откажутся работать.

Кстати, мэрия неоднократно говорила о планах убрать маршрутки с центральных улиц. Но пока этого не сделала. Причина — нехватка транспорта большой вместимости.

Выполнение требования освободить «золотой квадрат» Бишкека — в плане краткосрочных мер и действий по улучшению экологической ситуации в Бишкеке на 2019 год.

«Один из пунктов — необходимость разгрузки центральной части города (квадрат, ограниченный проспектом Чуй и бульваром Молодой Гвардии, улицами Боконбаева и Ибраимова) от микроавтобусов за счет общественного транспорта. Мы прорабатываем вопрос, после внесем в правительство предложения о возможности реализации поручения», — отмечал в интервью 24.kg вице-мэр Максим Ситников.

Также в мэрии хотят купить гибридные троллейбусы, которые работают от аккумуляторов. По словам Максима Ситникова, вопрос прорабатывают с Азиатским банком развития.

«Часть троллейбусов хотим приобрести с батареями автономного хода, которые обеспечат возможность проезда до  без контактных линий. Это позволит проложить маршруты в местах, где нет линий», — отметил Максим Ситников.

В 2018 году в Бишкек поступило 52 новых троллейбуса, закупленных на кредит и грант ЕБРР.

Что такое метробус

В мэрии планируют внедрить скоростную автобусную систему BRT (Metrobus). Ее основное отличие — передвижение по выделенной полосе.

Полосы образуют цельную линию без разрывов, а вход и выход происходят через специальные терминалы.

Советник мэра Гуля Алмамбетова

В мэрии считают, что метробусы обеспечат проезд пассажиров из одной точки города в другую без остановки и снизят транспортный поток в центре столицы. Интервал движения составит 2-3 минуты.

В муниципалитете уверены, что начать проект можно уже в 2019 году, но сами метробусы запустят позднее. Точные сроки не называют.

Безналичный расчет в транспорте

В 2019 году в Бишкеке намерены внедрить в общественном транспорте электронное билетирование. Разговоры об этом идут около семи лет. В январе 2018-го мэрия объявила тендер. Вскрытие документов намечено на 11 февраля 2019 года.

Для реализации проекта частный партнер за свой счет должен создать в Бишкеке проектную компанию — оператора системы.

Она получит право управлять и обслуживать систему в течение не менее шести лет, взимать плату за свои услуги в форме фиксированной стоимости транзакций.

Оплачивать проезд пассажиры будут смарт-картами. Для их продажи и пополнения на первом этапе хотят открыть в Бишкеке около 500 точек.

В будущем, считают в мэрии, этой картой горожане смогут оплачивать и другие муниципальные услуги, например, парковку.

На первом этапе предполагают выпустить более 300 тысяч карт.

Для льготников (пенсионеров, школьников, лиц с ОВЗ) карты будут персонифицированные (индивидуальные). Пенсионеры смогут получать их в отделах соцзащиты, а школьники — в своих учебных заведениях. Переговоры с ведомствами уже идут.

Электронное билетирование приведет к повышению тарифов на проезд в муниципальном транспорте при оплате наличными — до 10 сомов в троллейбусах и автобусах и до 12 — в микроавтобусах. При оплате смарт-картами стоимость останется прежней. Но пока валидаторы установят только в муниципальном транспорте. Микроавтобусы планируют охватить на втором этапе проекта.

По словам директора Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия Нурлана Койчубакова, мэрия решилась на частичное увеличение тарифа, чтобы популяризировать систему электронного билетирования.

Мы хотим, чтобы горожане активнее брали смарт-карты. Планируем максимально сократить наличные платежи, чтобы деньги не попадали в руки водителей.

Нурлан Койчубаков

В мэрии отмечают, что наличный расчет предполагает злоупотребление денежными средствами со стороны водителей, а внедрение системы увеличит собираемость до 507 миллионов сомов в год вместо 190 миллионов сомов, которые получают сейчас.