10:00, 18 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
«Био», «эко», «органик» — обращаете ли вы внимание на такие надписи к продуктам питания или ориентируетесь исключительно на цену? Стоит такая продукция, как правило, дороже, но, по словам экспертов, не всегда отвечает заявленным требованиям.
Редакция 24.kg узнала, что мешает фермерам при переходе на производство органической сельхозпродукции и над чем работает государство.
За время работы у экофермы появились постоянные клиенты. «Хотелось бы, конечно, увеличить продажи, но часть населения все равно ищет, где дешевле. Органическая продукция, тем более выращенная на экоферме, где все делается вручную, по себестоимости не может конкурировать с промышленным производством. Мы производим в разы меньше, а затраты и расходы почти одинаковые», — рассказал Андрей Кияшко.
По его словам, их цельнозерновая мука содержит клетчатку, микроэлементы, витамины, масла. Хлеб из нее получается не такой пышный, но полезный и вкусный.
«К сожалению, не все задумываются о том, что потребляют, и экономят на питании, — отметил фермер. — К примеру, в настоящей куркуме должно быть 5 процентов куркумина, но специя дорогая, и чтобы снизить цену, некоторые добавляют в нее различные наполнители. Конечно, человек чаще предпочтет купить тот продукт, который дешевле, а на самом деле куркумы придется насыпать в два раза больше, чтобы получить тот же эффект. Тем более неизвестно, какой наполнитель в нее добавили».
Ценовая политика беспокоит и других производителей органики. Потребитель должен понимать, что за здоровую, полезную продукцию нужно платить больше, считают они.
«Не все понимают, что такое органика и какие требования к ней предъявляют, — подчеркнул директор Федерации органического движения (ФОД) BIO-KG Искендербек Айдаралиев. — Иногда мы проводим мониторинг в супермаркетах, там можно найти кефир «органик», сметану «био» и так далее, но сертификатов нет. Бизнесмены оперативно реагируют на спрос, делают приписку в названии продукта и надбавку в 20-30 процентов к стоимости, а требования технологий не соблюдают».
Потребитель же просто читает надпись и покупает товар, поэтому среди населения тоже надо проводить информационную работу, говорят в федерации.
Андрей Кияшко выращивает все без применения агрохимии, используя только биологические удобрения. Растения сами способны восстановить почву, уверен он. Для борьбы с вредителями фермер применяет биосредства защиты. Обработка химикатами при традиционном сельском хозяйстве приводит к гибели пчел, «хороших» насекомых и мелких животных, может негативно воздействовать на здоровье человека.
По словам заместителя директора департамента промышленности и органического сельского хозяйства Урана Чекирбаева, чрезмерное употребление синтетических удобрений при производстве сельхозпродукции приводит к различным недугам, в том числе к онкологическим заболеваниям, аллергиям, снижению репродуктивной функции.
Такие же цифры были и несколько лет назад.
Проблема, по его словам, в раздробленности фермерских хозяйств.
«Каждая семья сама занимается небольшим наделом. Одни хотят переходить на органику, другие — нет. При этом сотни хозяйств привязаны к одной ирригационной сети. Поэтому полный переход на органическое производство целого села требует много времени. Мы системно занимаемся девятью аймаками, где всего 7 тысяч гектаров органической земли. Каждого фермера надо обучить, чтобы они сознательно и без нарушений выращивали экологически чистые продукты», — пояснил Искендербек Айдаралиев.
Чтобы получить органическую продукцию, надо в первую очередь подготовить почву. После последнего внесения минеральных удобрений должно пройти три года, только тогда земля считается очищенной и можно получить сертификат от BIO-KG.
«Наша система сертификации рассчитана для внутреннего рынка, учитывается только в Кыргызстане. За рубежом, к сожалению, признания нет. В том же Казахстане или России наши сертификаты не принимают во внимание. Это одна из главных причин, по которой наши фермеры не могут экспортировать продукцию в другие государства как органику. Вопрос сертификации на национальном уровне пока не решен, но стоит на повестке», — заметил глава федерации.
Он сказал, что разработана национальная программа развития органического производства, она проходит процедуру согласования в кабмине.
«Программа должна быть рабочей и подкреплена денежными средствами. Мы постоянно об этом говорим, иначе получится просто формальный документ, — подчеркнул Искендербек Айдаралиев. — В 2023 году правительство выделило 17 миллиардов сомов на кредитование агропромышленных кластеров, в том числе органическое производство. К сожалению, было много жестких требований, и наши органические фермеры не смогли воспользоваться деньгами. Нужно упрощать систему получения кредитов».
По словам замдиректора департамента промышленности и органического сельского хозяйства Урана Чекирбаева, есть исследование, по которому в КР до 70 процентов земель имеют высокий потенциал рассматриваться как органические. Особенно приусадебные участки и небольшие фермерские хозяйства, которые не используют минеральные удобрения.
Он отметил, что указом президента поставлена задача до 2030 года увеличить объем площадей в три раза, нарастить применение биологических удобрений вместо синтетических и наладить сертификацию сельхозпродукции.
«Мы над этим работаем. Основной проблемой в стране является то, что органическая и неорганическая продукция продается по одинаковой цене, поддержка со стороны государства тоже одинаковая. Надо выработать меры, чтобы предпочтение отдавали органическому сельскому хозяйству в части выделения льготных кредитов», — добавил Уран Чекирбаев.
Он обратил внимание на отсутствие лабораторной системы подтверждения органики. Для этого надо проводить анализ почвы, воды и выпущенной продукции. Это следующий этап работы департамента.
Что касается внедрения сертификации, это тоже дорогое удовольствие. Кыргызстан — небольшой рынок, поэтому сюда не заходят крупные игроки по сертификации. По словам чиновника, надо создать такую систему, в которой смогут работать как государственные, так и частные сертификационные органы.
«Потребительское движение сегодня идет намного впереди государства. Люди знают, где и что можно купить, например, нарынское мясо органическое. Но для экспорта сертификация обязательно нужна», — заключил он.