Санкции, утильсбор и проблемы с банками. Как это меняет торговлю Кыргызстана

10:00, 02 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Илья ПЕТЧЕНКО

В Кыргызстане в июне и июле 2024 года наблюдался рост объемов торговли, при этом показатели импорта упали. По данным Национального статистического комитета, в июне импорт снизился на 23 процента, а в июле — на 21 процент. Журналист 24.kg обсудил с экспертами и представителями ассоциаций причины этого спада. 

Отметим, что наша страна остается импортозависимой, большая часть товаров поступает из-за рубежа, преимущественно из Китая, России и Казахстана.

Несмотря на общую тенденцию роста объема торговли с начала года, в последние месяцы есть определенные провалы. С января по июнь общий объем импорта составил $6,3 миллиарда, однако в июне он был всего $864 миллиона, а в июле — $910 миллионов. 

Для сравнения, в 2023-м за тот же период общий объем торговли составил чуть меньше – всего $5,4 миллиарда. Но объем того же импорта в июне и июле был на уровне $1,11 миллиарда и $1,15 миллиарда. 

Несбалансированная внешняя торговля

Эксперт в сфере экономики Толонбек Абдыров пояснил причины снижения импорта в июне и июле по сравнению с 2023 годом. По его словам, основными завозными товарами остаются топливо, минеральные продукты, транспортное оборудование, машины, химикаты, продукты питания, алкоголь и текстиль. 

«На сегодня структура внешней торговли Кыргызстана остается несбалансированной — около 80 процентов товаров мы импортируем и только 20 процентов экспортируем. Основная часть импорта включает продукты питания, что имеет прямое влияние на продовольственную безопасность страны», – заметил эксперт. 

Он подчеркнул, что в республике ведется комплексная работа по созданию условий для снижения зависимости от импорта. «Мы видим прогресс: если раньше, например, мы не могли полностью удовлетворить внутренний спрос на яйца, то сейчас обеспечиваем себя примерно на 80 процентов благодаря развитию птицефабрик», – добавил Толонбек Абдыров.

Эксперт отметил снижение импорта некоторых товаров, таких как растительное масло, в связи с усилением внутреннего производства. Важным фактором стало изменение торговых условий с Россией. 

Из-за повышения ставок на утилизационный сбор в РФ с сентября прошлого года спрос на машины из КР, особенно электромобили, снизился. Это существенно повлияло на наши показатели импорта.

Толонбек Абдыров

Кроме того, он упомянул санкции, введенные против России, и риск их распространения на соседние государства. «Многие предприниматели задумались над рисками торговли с товарами двойного назначения, что также оказало влияние на снижение объемов импорта», – сказал Толонбек Абдыров. 

По его словам, мы должны понимать, что импорт остается важной частью нашей экономики и его объемы будут варьироваться, снижаясь и увеличиваясь в зависимости от текущих условий.

Что еще негативно влияет на торговлю

Представитель Ассоциации электронной коммерции и гендиректор компании «Иско» Юнусджан Заиров считает, что основная причина связана с усложнением денежных переводов и санкционными ограничениями.

«Многие банки начали более строго контролировать происхождение денег, особенно если они поступают из России, – отметил он. – Если банк запрашивает происхождение средств, а они из РФ, то перевод могут отклонить, что приводит к возврату денег. Кроме того, возникли сложности с санкционными товарами и товарами двойного назначения, например, видеокамерами. В таких случаях переводы также блокируются».

Юнусджан Заиров добавил, что в этом году ряд крупных банков, китайские и корейский Kookmin, прекратили работу с Кыргызстаном, что еще больше затруднило переводы и поставки.

«Это сказалось на грузах, которые шли через КР в Россию. Сейчас бизнес ищет новые маршруты через Казахстан и Узбекистан, но объемы импорта снизились», – сказал он.

Представитель ассоциации подчеркнул, что введение новых правил по утильсбору в РФ и ужесточение требований для ввоза автомобилей негативно сказались на спросе. «Спрос на электромобили упал, поскольку утильсбор в России увеличился. Кроме того, усложнились правила для ввоза бензиновых машин – теперь для продажи необходимо оформлять предварительное таможенное декларирование (ПТД), что создало задержки на таможне», – объясняет гендиректор компании «Иско».

Он напомнил о новом постановлении, которое вступит в силу в октябре. «Теперь физические лица из Кыргызстана не смогут продавать автомобили в РФ без обязательного годового использования транспортного средства. Это создаст дополнительные проблемы и приведет к дальнейшему снижению импорта и таможенных поступлений», – заключил Юнусджан Заиров.

Проблемы не только в Кыргызстане

Российские СМИ пишут, что импортеры столкнулись с серьезными проблемами после того, как Кыргызстан с 25 сентября закрыл канал транзитных платежей за товары из Европы и Китая. По новым правилам, для отправки платежей в эти регионы требуется подписать обязательство, что товар прибудет в нашу республику в течение 60 дней. Это нововведение фактически сделало невозможной прежнюю схему обхода санкций, при которой через КР можно было проводить платежи с минимальными затратами. Исключения сделаны только для некоторых государственных компаний.

Теперь импортерам приходится искать альтернативные пути для оплаты, что влечет дополнительные расходы. Если раньше деньги переводили из РФ через Кыргызстан, где они конвертировались в доллары или юани для оплаты товаров в КНР, то теперь процесс усложнился. Платежи через несколько юрисдикций увеличивают стоимость доставки на 1,5-3 процента на каждом этапе. Доставка же товара через КР с учетом таможенных и налоговых платежей может повысить общую стоимость на 60 процентов.

Напомним, Нацбанк Кыргызстана запретил банкам проводить платежи без реальных поставок. Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев назвал запрет транзакций без поставок их упрощением. 

Вскоре после вступления постановления регулятора в силу в нашей стране создали Государственную торговую компанию (ГТК) для мониторинга торговых потоков, в которых участвуют кыргызстанские фирмы, чьи товары не поступают на территорию республики. При этом компании, которые раньше занимались продажами без реальной поставки, теперь обязаны делать это через ГТК.