10:00, 02 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Илья ПЕТЧЕНКО
В Кыргызстане в июне и июле 2024 года наблюдался рост объемов торговли, при этом показатели импорта упали. По данным Национального статистического комитета, в июне импорт снизился на 23 процента, а в июле — на 21 процент. Журналист 24.kg обсудил с экспертами и представителями ассоциаций причины этого спада.
Отметим, что наша страна остается импортозависимой, большая часть товаров поступает из-за рубежа, преимущественно из Китая, России и Казахстана.
Несмотря на общую тенденцию роста объема торговли с начала года, в последние месяцы есть определенные провалы. С января по июнь общий объем импорта составил $6,3 миллиарда, однако в июне он был всего $864 миллиона, а в июле — $910 миллионов.
Для сравнения, в 2023-м за тот же период общий объем торговли составил чуть меньше – всего $5,4 миллиарда. Но объем того же импорта в июне и июле был на уровне $1,11 миллиарда и $1,15 миллиарда.
«На сегодня структура внешней торговли Кыргызстана остается несбалансированной — около 80 процентов товаров мы импортируем и только 20 процентов экспортируем. Основная часть импорта включает продукты питания, что имеет прямое влияние на продовольственную безопасность страны», – заметил эксперт.
Он подчеркнул, что в республике ведется комплексная работа по созданию условий для снижения зависимости от импорта. «Мы видим прогресс: если раньше, например, мы не могли полностью удовлетворить внутренний спрос на яйца, то сейчас обеспечиваем себя примерно на 80 процентов благодаря развитию птицефабрик», – добавил Толонбек Абдыров.
Эксперт отметил снижение импорта некоторых товаров, таких как растительное масло, в связи с усилением внутреннего производства. Важным фактором стало изменение торговых условий с Россией.
Из-за повышения ставок на утилизационный сбор в РФ с сентября прошлого года спрос на машины из КР, особенно электромобили, снизился. Это существенно повлияло на наши показатели импорта.
Толонбек Абдыров
Кроме того, он упомянул санкции, введенные против России, и риск их распространения на соседние государства. «Многие предприниматели задумались над рисками торговли с товарами двойного назначения, что также оказало влияние на снижение объемов импорта», – сказал Толонбек Абдыров.
По его словам, мы должны понимать, что импорт остается важной частью нашей экономики и его объемы будут варьироваться, снижаясь и увеличиваясь в зависимости от текущих условий.
«Многие банки начали более строго контролировать происхождение денег, особенно если они поступают из России, – отметил он. – Если банк запрашивает происхождение средств, а они из РФ, то перевод могут отклонить, что приводит к возврату денег. Кроме того, возникли сложности с санкционными товарами и товарами двойного назначения, например, видеокамерами. В таких случаях переводы также блокируются».
Юнусджан Заиров добавил, что в этом году ряд крупных банков, китайские и корейский Kookmin, прекратили работу с Кыргызстаном, что еще больше затруднило переводы и поставки.
«Это сказалось на грузах, которые шли через КР в Россию. Сейчас бизнес ищет новые маршруты через Казахстан и Узбекистан, но объемы импорта снизились», – сказал он.
Представитель ассоциации подчеркнул, что введение новых правил по утильсбору в РФ и ужесточение требований для ввоза автомобилей негативно сказались на спросе. «Спрос на электромобили упал, поскольку утильсбор в России увеличился. Кроме того, усложнились правила для ввоза бензиновых машин – теперь для продажи необходимо оформлять предварительное таможенное декларирование (ПТД), что создало задержки на таможне», – объясняет гендиректор компании «Иско».
Он напомнил о новом постановлении, которое вступит в силу в октябре. «Теперь физические лица из Кыргызстана не смогут продавать автомобили в РФ без обязательного годового использования транспортного средства. Это создаст дополнительные проблемы и приведет к дальнейшему снижению импорта и таможенных поступлений», – заключил Юнусджан Заиров.
Теперь импортерам приходится искать альтернативные пути для оплаты, что влечет дополнительные расходы. Если раньше деньги переводили из РФ через Кыргызстан, где они конвертировались в доллары или юани для оплаты товаров в КНР, то теперь процесс усложнился. Платежи через несколько юрисдикций увеличивают стоимость доставки на 1,5-3 процента на каждом этапе. Доставка же товара через КР с учетом таможенных и налоговых платежей может повысить общую стоимость на 60 процентов.
Напомним, Нацбанк Кыргызстана запретил банкам проводить платежи без реальных поставок. Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев назвал запрет транзакций без поставок их упрощением.
Вскоре после вступления постановления регулятора в силу в нашей стране создали Государственную торговую компанию (ГТК) для мониторинга торговых потоков, в которых участвуют кыргызстанские фирмы, чьи товары не поступают на территорию республики. При этом компании, которые раньше занимались продажами без реальной поставки, теперь обязаны делать это через ГТК.