12:04, 28 марта 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Ситуация на рынке топлива Кыргызстана остается сложной. ГСМ дорожают, а собственных ресурсов нефтетрейдеров недостаточно для удержания цен.
Вмешаться в процесс пришлось и государству, которое выделит деньги на формирование запаса ГСМ.
Обсуждается вопрос перехода на расчеты за топливо в рублях. Кроме того, власти вновь обещают заключить с Казахстаном договор на поставки бензина.
С начала марта стоимость бензина Аи-92 выросла в Кыргызстане на 2,01 сома — с 62,3 до 64,31 сома. С начала года Аи-92 подорожал на 5,2 сома, или на 8,7 процента. Дизель — на 1,68 сома — с 62,39 до 64,07 сома.
С начала года солярка выросла в цене на 10 процентов, или на 5,86 сома.
С начала марта Аи-95 подорожал на 1,03 сома — с 66,03 до 67,06 сома. С начала года этот вид топлива стал дороже на 2,26 сома, или на 3,5 процента.
«Экспортные цены на топливо пока сильно не изменились. Но все равно идет стабильное повышение расценок. По сравнению с предыдущими неделями оно составляет где-то $20-30. Буквально через неделю мы узнаем цены на апрель. Рост цен как пошел после пандемии, с ноября 2020 года, так и сохраняется», — рассказал 24.kg глава Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов.
Нефтетрейдеры продолжают закупать ГСМ небольшими партиями.
«Говорят, что вагонов-цистерн не хватает, поэтому поставки идут небольшими партиями. Что касается цен, то Россия снизила их только для внутреннего потребления. Экспортные цены они не уменьшили. Наши нефтетрейдеры закупают топливо самостоятельно, поэтому говорить о каком-то общем уровне подорожания пока нельзя. У всех цены разные. Где-то рост на 30-40 тыйынов, где-то на 50-60 тыйынов», — заключил Канат Эшатов.
Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев сообщил, что Россия готова вести расчеты за товары в рублях. Это касается и закупок нефтепродуктов. Но пока остается вопрос, по какой цене нам будут в итоге продавать ГСМ.
«Мы пытаемся зафиксировать цены. Да, топливо — биржевой товар. Тем не менее мы попросили скидку для внутренних потребителей наших. Ведь санкции против России косвенно влияют и на нашу экономику», — сказал Данияр Амангельдиев.
Канат Эшатов отметил, что нефтетрейдеры готовы рассчитываться в рублях. Но пока валютная привязка все равно остается. Когда заключается контракт, то курс просто фиксируют в нем.
Чиновники в очередной раз обещают, что в этом году точно подпишут соглашение с Казахстаном о поставках бензина.
«До этого казахстанская сторона не хотела принимать условия жесткого выполнения контракта, как это действует с РФ. В рамках наших договоренностей Россия обязуется выполнять поставки полностью по всей группе нефтепродуктов в рамках утвержденного индикативного баланса. Наши казахские коллеги в случае ухудшения ситуации на внутреннем рынке или дефицита ГСМ отказывались от выполнения контракта. В совокупном балансе мы могли подвергнуть риску поставки. Мы этого не могли допустить. Конечно, поставка из Казахстана дешевле, так как в этом случае меньше транспортное плечо. В соглашении будет предусмотрено, что расчеты будут в национальных валютах», — рассказал Данияр Амангельдиев.
Весь прошлый год нефтетрейдеры своими силами сдерживали цены на ГСМ как могли. Для этого задействовали все резервы. Сейчас такое невозможно. Собственных оборотных средств у компаний недостаточно для формирования запасов на длительный срок.
Такая ситуация создала риски в части обеспечения страны ГСМ.
«При обсуждении антикризисного плана мы встречались с различными ассоциациями. Нефтетрейдеры говорили об ограниченности запасов из-за отсутствия оборотных средств. Мы решили их поддержать и помочь сделать запас на 41 день», — рассказал министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев.
На создание запаса ГСМ из бюджета компаниям «Партнернефть» и «Ред петролеум» выделят 2 миллиарда сомов.
«Они получат краткосрочные кредиты из бюджета, так как они имеют нефтехранилища. Потом через них будет мелкий опт для остальных нефтетрейдеров. Кредиты выделяют для бесперебойного прохождения весенних полевых работ», — рассказал министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев.
Для сезонных полевых работ фермерам необходимы 40,5 тысячи тонн дизельного топлива и 9,4 тысячи тонн бензина.