12:30, 05 апреля 2019, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Фуры с товаром на кыргызско-казахской границе простаивают третью неделю. Соседи объясняют усиленный контроль борьбой с контрабандой. На самом же деле Казахстан такими методами защищает свой бизнес и заботится о пополнении казны.
19 марта на границе вновь начались задержки с пропуском транспорта из Кыргызстана. И если два года назад, в октябре 2017-го, тщательному досмотру и проверке документов подвергались все грузы, то сегодня ситуация иная. Официальные власти говорят об этом вполне открыто.
«В отношении товаров кыргызского производства проводится визуальный осмотр и нарушений нет», — говорится в сообщении Комитета госдоходов Министерства финансов Казахстана.
Тогда какие фуры стоят на границе? Большая часть грузовиков везет транзитные товары из КНР.
«Особенно тщательный досмотр проводится в отношении товаров народного потребления импортного производства. Мы периодически мониторим ситуацию, я сам ездил на границу. Наши сотрудники проводили опрос водителей, поговорили с пограничниками. Выяснилось, что сухофрукты и товары народного потребления (ТНП) отечественного производства пропускают. Особенно тщательный досмотр устраивают для товаров из КНР», — рассказал 24.kg министр экономики Олег Панкратов.
При этом были и водители, которые говорили, что в очередях есть товары, произведенные в Кыргызстане. Но и сотрудники Министерства экономики, и сам глава ведомства признают, что видели в очереди фуры, например, с картофелем.
Однако в Министерстве сельского хозяйства придерживаются иной точки зрения. Глава ведомства Нурбек Мурашев уверяет, что проблем с провозом сельскохозяйственной продукции на сегодня нет.
«На кыргызско-казахской границе нет грузов с кыргызской сельскохозяйственной продукцией. На границе работает мобильная группа Минсельхоза, которая все время мониторит обстановку и при необходимости обеспечивает необходимыми документами. Товар беспрепятственно пропускают на таможне», — подчеркнул министр.
У импортеров товаров пока проблем с завозом продуктов питания тоже нет. Они беспрепятственно проходят границу. Но есть сложности с доставкой товаров.
«Мы не напрямую сталкиваемся с проблемами из-за ситуации на кыргызско-казахской границе. У нас документы в порядке, потому что мы возим продукты питания. А там счета-фактуры, сопроводительные накладные и прочие документы. У нас проблема в том, что мы стоим в общей очереди. Все это длится очень долго. Пока особых убытков мы не несем, потому что не возим скоропортящуюся продукцию. Но лишние простои, конечно, оптимизма не добавляют. Лишние расходы возникают, но пока это не критично. Мы из-за этого цены на продукты питания не намерены повышать», — рассказала 24.kg президент Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.
По ее словам, сейчас возникли проблемы с машинами в России и Казахстане. Система построена так, что из Кыргызстана едет машина с товаром одного предпринимателя. А обратно она может возвращаться уже с продуктами импортеров.
Транспортники находят пустую машину, которая везет сюда наш товар. А где они нам возьмут машину, если все здесь стоят?
Гульнара Ускенбаева
Сейчас задержки с поставками товаров составляют 1-3 дня. В ассоциации надеются, что в течение одной-двух недель ситуация разрешится.
Однако проблемы с экспортными поставками сельхозпродукции кыргызского производства все же есть. И дело не в нынешнем обострении отношений между Кыргызстаном и Казахстаном. Все куда серьезнее.
Казахстан до сих пор не снял введенный ранее запрет на поставки отдельных видов продуктов в Кыргызстан.
Напомним, еще в феврале 2019 года Казахстан ввел временные ограничения на ввоз продовольственного и семенного картофеля, яблок, хурмы из Кыргызстана, а также граната из Узбекистана. В марте Кыргызстан и Казахстан подписали протокол, предусматривающий снятие ограничений. Это должно было случиться после рассмотрения казахской стороной информации Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Кыргызстана по полученным нотификациям.
«Да, проблемы есть с теми продуктами, на которые запрет Казахстаном введен ранее. По этому вопросу еще ведутся переговоры. В ближайшее время мы ожидаем решения вопроса», — признался 24.kg Нурбек Мурашев.
«Зачем мы создавали ЕАЭС, если потом проводим дополнительные досмотры, которые напоминают скрытый таможенный контроль? В таких случаях есть прямые и косвенные потери. Прямые потери сейчас заключаются в том, что транспортные компании тратят дополнительные средства из-за простоя грузовиков, есть потери при нарушении контрактов», — высказал свое мнение президент Ассоциации рынков Сергей Пономарев.
При этом косвенные, имиджевые потери от нынешнего конфликта могут оказаться куда серьезнее. Уже не первый год ЕАЭС проводит политику интеграции с третьими странами. И многие государства заинтересованы в этом, даже если не в формате полноправного участия, то хотя бы на площадках зон свободной торговли.
«Когда они видят, что национальные интересы превалируют над общими интеграционными, наступают риски. И это достаточно серьезно», — напоминает экономист.
Зачем же тогда Казахстану такие сложности? Такими мерами соседи пытаются изменить пути поставки товаров из Китая.
«На самом деле большая часть товара, которая сейчас стоит на границе, идет транзитом. И Казахстан, перекрывая дорогу, пытается сделать так, чтобы товар шел не через Кыргызстан. Речь не о контрабанде. При растаможке пошлина, которую уплачивают бизнесмены, идет в общий бюджет, а НДС уходит в бюджет той страны, где производится растаможка. Таким образом, передавливая поток через свои пункты пропуска, Казахстан фактически у нас забирает НДС», — рассказал Олег Панкратов.
Кыргызстан в этой ситуации настаивает, что нарушены нормы ЕАЭС. И Министерство экономики уже обратилось к правительству с просьбой отозвать министров Евразийской экономической комиссии для консультаций. Если это случится, то будет парализована работа комиссии и заблокировано дальнейшее принятие каких-либо решений.
Согласно нормам ЕАЭС, любое решение может быть принято только с согласия всех сторон.
«Если на уровне руководителей таможенных служб не получилось договориться или на уровне министерств, надо подключать тяжелую артиллерию. Как минимум, вице-премьера, а еще лучше — премьер-министра. Если и у них не получится, тогда это дело глав государств, потому что наша экономика ориентирована в первую очередь на ЕАЭС», — заключил Сергей Пономарев.
Сегодня премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев впервые публично прокомментировал происходящее на границе. Он рассказал, что уже трижды беседовал со своим казахским коллегой. Но это не предавали огласке.
«Есть вопросы, которые решаются без огласки, к ним надо подходить с особой осторожностью. Сейчас делегация Кыргызстана находится в Нур-Султане, и вчера прошли переговоры с премьер-министром Казахстана. Уверен, сегодня-завтра ситуация разрешится», — сказал он.
Если этого не случится, то к решению проблемы, как и в 2017 году, придется подключаться президенту страны.