10:00, 27 сентября 2023, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
В Кыргызстане опять хотят перекроить избирательное законодательство. Инициаторов изменений волнует низкая явка.
На досрочных и повторных выборах депутата Жогорку Кенеша по Ленинскому одномандатному округу № 26 в мае и сентябре на участки для голосования пришли всего 13,9 и 15,8 процента. Это рекордно низкие показатели за всю историю выборных циклов.
В парламенте и ЦИК решили исправить ситуацию. В ответ эксперты лишь пожимают плечами. Они напоминают инициаторам, что люди не ходят на участки, потому как выбирать не из кого. Отсюда подкуп, административный ресурс и игнорирование выборов.
Но нардеп Тазабек Икрамов так, видимо, не считает. Он подготовил пакет поправок в Закон «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша» и Кодекс о правонарушениях. Документы поступили на рассмотрение в парламент.
Инициатор предлагает взять на вооружение опыт стран Европы, Австралии, Бразилии, Турции и ввести норму об административной ответственности за неисполнение гражданского долга.
«Если гражданин не пришел на участок без уважительной причины, то он обязан будет оплатить штраф в размере 5 тысяч сомов», — пояснил Тазабек Икрамов.
Однако, как и кто будет проверять, почему тот или иной кыргызстанец не явился голосовать, автор законопроекта не уточнил.
Представители неправительственной организации «Гражданская платформа» в ответ привели свои аргументы, назвав лоббируемые Тазабеком Икрамовым изменения антиконституционными.
Они напомнили, что это право граждан ходить на выборы, а не обязанность.
«Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод человека в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией», — подчеркнула глава организации Айнура Усупбекова.
С ней согласна и юрист Таттубубу Эргешбаева. «Посещение выборов не носит обязательный характер, а входит в категорию прав граждан», — уточнила она.
Тазабек Икрамов ссылается на другие государства. Но он забывает о том, что в законодательстве той же Бельгии, к примеру, или Аргентины прописано: «Участие в выборах — обязательное право». То есть если гражданин не ходит на выборы, то он совершает правонарушение и поэтому несет ответственность.
Практика наложения штрафов существует также в Италии, Германии и Австрии.
В Греции пошли еще дальше. Так, до недавнего времени отсутствие избирателя в стране в день выборов не являлось уважительной причиной. Граждане, которые отправлялись за границу, были обязаны проголосовать заранее. Помимо штрафов, санкций в виде невыдачи паспорта, водительских прав или рабочей лицензии, могло последовать более серьезное наказание вплоть до тюремного заключения от одного месяца до одного года, а также лишения званий и должностей. Так как эти правила не соблюдались на практике, они были официально отменены в 2000 году.
Теперь слово за парламентом: поддержат ли коллеги Тазабека Икрамова или прислушаются к доводам экспертов — вопрос открытый.
Вопросом низкой явки озаботились и в ЦИК. Член избирательной комиссии Узарбек Жылкыбаев предложил вернуть форму № 2.
Когда использовали форму № 2, то явка достигала до 30 процентов и больше. Участие в выборах — это право каждого. Так написано в Конституции. Мы считаем, что надо вернуть форму № 2, так как это конституционное право наших граждан.
Узарбек Жылкыбаев
Он добавил, что все законы должны соответствовать Конституции.
Напомним, форму № 2 отменили в 2020 году после парламентских выборов. Она позволяла избирателю голосовать не по месту прописки. Пользуясь этим, кандидаты в депутаты искусственно «накручивали» показатели на некоторых участках.
В 2020-м, по данным ЦИК, 496 тысяч 239 человек сменили избирательный адрес. Это 25,6 процента от общего списка голосующих. Из них только по Бишкеку по форме № 2 на участки «зашли» 106 тысяч человек, а «потерялись» 50 тысяч.
В Центризбиркоме тогда заявляли, что ничего страшного не произошло.
Однако заверения ЦИК, что ситуация под контролем и «кочующие» по участкам кыргызстанцы не трагедия, на поверку оказались фикцией гарантии прозрачных выборов. Чем закончилась кампания-2020, помнят все.
По мнению политолога Игоря Шестакова, даже если и вернут форму № 2, это будет очередная иллюзия народной поддержки, удобная для политиков. Последние никак не хотят понять и принять — избиратели не ходят голосовать не из-за того, что им не нравится тот или иной принцип формирования законодательной власти или участок расположен далеко от дома и лень в выходной ехать на другой конец города. Люди просто не верят кандидатам и понимают — их гражданская активность на продуктовый набор в холодильнике не повлияет.
«Раньше это было только на местных выборах, теперь распространилось и на парламентские. К тому же нынешний состав Жогорку Кенеша оставляет желать лучшего и общее разочарование отразилось и на явке», — сказал эксперт.
Даже в одномандатном округе, где претендент максимально приближен к электорату, люди осознают, что никаких улучшений не будет. Поэтому голосуют ногами.
Игорь Шестаков
С такой позицией согласен и эксперт Нурсултан Акылбек. Он считает, что миссию по увеличению явки должны на себя возложить кандидаты и партии.
«Штрафы вызовут недовольство. Поэтому не пройдет такая норма. Право выбирать — это все-таки право, а не обязанность», — добавил Нурсултан Акылбек.
Между тем работа по перекройке избирательного законодательства продолжается. Ожидается, что пакет поправок будет готов уже к концу октября. Предполагается, что в него войдут неучтенные ранее при разработке избирательного законодательства предложения экспертного сообщества.
Но сможет ли отредактированный свод указаний по проведению кампаний улучшить сам выборный процесс? Эксперты сомневаются. Все прекрасно понимают: одним лишь переписыванием законов проблему не решить.
В стране, где в цене личная преданность, а не профессионализм, где избиратели предпочитают продавать голоса, где политики разленились и не хотят трудиться, чтобы заручиться голосами искренне поддерживающих, не будут работать никакие, даже самые прогрессивные законы.