Грязевые ванны: как клуб «Штурмовик» отмечал четырехлетие

12:50, 30 октября 2017, Бишкек - 24.kg , Иван МАРЧЕНКО

В 2013 году в Кыргызстане открылся клуб любителей внедорожной езды «Штурмовик». С той поры он регулярно устраивает зрелищные гонки. Накануне, 29 октября, провел соревнования в честь своего четырехлетия.

Участники по традиции собрались на полигоне близ села Озерного — в получасе езды от Бишкека.

«Стараемся проводить три соревнования в год. Сегодняшними гонками закрываем сезон, — сказал журналистам президент клуба «Штурмовик» Дмитрий Мамутов. — Участников с каждым годом все больше. В этот раз около 50. Рекорд! Среди них не только местные гонщики, но и из Казахстана. Наши спортсмены на зарубежные старты тоже ездят. В этом году пробовали свои силы в противостоянии с действующими чемпионами Казахстана. Выступили достойно. Есть чему учиться».

Медали разыгрывались в четырех категориях. В каждой своя конфигурация трассы. В зависимости от категории на гонку дается 40-90 минут. За это время надо проехать как можно больше кругов и постараться не получить штрафных очков.

В 2016-м аналогичная гонка проходила после обильных осадков, моросил дождь. Почти вся трасса была грязной и вязкой. В этот раз было сухо, но очень пыльно. Грязь тоже была, но лишь в определенных местах трассы, дабы усложнить участникам ее прохождение.

В категории ТР1 состязались автомобили заводской комплектации. Труднопроходимых мест для них было мало. Разве что канава, где поочередно застряли несколько внедорожников. Два из них не могли вытащить долго. «Дайте объявление: «Продаю джип. Самовывоз!» — посоветовал какой-то зевака.


Победил в этой категории экипаж в составе Валерия Гавриленко и Евгения Прищенко. Вторыми стали Борис Корчагин и Дмитрий Суворов, третьими — Алексей Веденев и Артем Егоров.

Болельщики довольны. Фотографируются около крутых машин в перерывах между стартами. Некоторые простодушно забираются внутрь.

Зрителей, как всегда, множество, кто-то расположился около трассы. Но большинство — на холме, откуда на весь полигон открывается отличный вид. Слушали музыку, жарили шашлыки. Жизнь прекрасна!

ИА «24.kg». Гонки на внедорожниках в честь дня рождения клуба «Штурмовик».
ИА «24.kg». Гонки на внедорожниках в честь дня рождения клуба «Штурмовик».
ИА «24.kg». Гонки на внедорожниках в честь дня рождения клуба «Штурмовик».

Некоторые зрители, несмотря на настоятельные просьбы организаторов, постоянно норовили выйти на трассу. Будто нарочно пытались угодить под колеса.

Один автомобиль увяз в глубокой луже и, пытаясь выбраться, облил болельщиков грязью. В иной ситуации люди бы негодовали, а тут ликовали. Другой джип застрял под деревом и долго буксовал, разбрасывая в разные стороны землю. Третий на большой скорости подпрыгнул на трамплине и пролетел несколько метров. За такие моменты народ и любит гонки внедорожников. Ну и куда же без аварий? Их было несколько.

В категории ТР2 один уазик на первом же круге врезался в бок соперника. Тот поехал дальше, а уазик заглох. Потом, к счастью, заезд продолжил — с помятым капотом, разбитой фарой и без лобового стекла. Другой уазик в пылу борьбы перевернулся кверху дном. Усилиями болельщиков машину перевернули обратно, и экипаж как ни в чем не бывало помчался дальше.


Желтый «Сузуки» с надписями «Кара-Балта» и «Цыпа» покорил сердца многих. Он стартовал в двух классах: ТР1 и ТР2. Небольшой, но резвый. Шустро мчался по кочкам, смело брал крутые подъемы, без труда преодолевал грязевые участки.

«Мы из Кара-Балты. Знакомы с детства. Раньше гоняли исключительно для души. На соревнованиях «Штурмовика» дебютировали в 2015-м. Все ради адреналина! — поведал ИА «24.kg» штурман Евгений Желябин. — Спонсоров нет, выступаем за свой счет».

Фото ИА «24.kg». Та самая «Цыпа»

— В семьях это дело не осуждают?

— Это лучше, чем водку пить, — сказал Евгений Желябин. — К тому же у нас есть единомышленники. Скопом пытаемся что-то делать.

— Что означает надпись «Цыпа»?

— Весной ездили в Казахстан на гонки. У всех там были большие машины, а у нас — маленькая. Еще и желтая. Кто-то дал ей прозвище Цыпа. Так оно за ней и закрепилось. На гонках тех мы, кстати, стали третьими, — сказал пилот Хамид Маткаримов.

В категории ТР2 трасса труднее, и машины уже с кое-какими модификациями. Первое место заняли Сергей Кривокобыльский и Константин Жигулин. Второе — Хамид Маткамиров и Евгений Желябин, третье — Константин и Евгений Скрынниковы.

ИА «24.kg». Застрявшие участники
ИА «24.kg». Застрявшие участники
ИА «24.kg». Застрявшие участники
ИА «24.kg». Застрявшие участники

Джиперы хоть защищены кабиной. А у водителей квадроциклов, состязавшихся в категории ATV, такого преимущества нет. Есть риск вылететь из сиденья. Некоторые старались объезжать участки с грязью, сбавляли при приближении к ним скорость.

ИА «24.kg». Гонки на квадроциклах
ИА «24.kg». Гонки на квадроциклах
ИА «24.kg». Гонки на квадроциклах

Но пара-тройка водителей летела через грязь напролом. На первом же круге испачкались с головы до пят. И хоть бы что. Неслись по той же траектории вновь и вновь. Счастливые.


В категории ATV пьедестал почета заняли Бакыт Абыкеев, Санжар Бейшенов и Дмитрий Петренко.

Гвоздь программы, категорию ТР3, как водится, припасли напоследок. В ней выступали машины со значительными модификациями. Некоторые походили на самодельные: глядя на них, модель определить невозможно. Другие с виду обычные, зато внутри прокачаны.

Канавы в этой категории максимально глубокие и широкие. Иной раз казалось, что автомобиль не едет, а плывет. Уже на втором круге пять-семь машин дружно увязли и приняли своеобразную грязевую ванну. В ход пошла лебедка. Но она помогла не всем и не сразу.

Фото ИА «24.kg». Застрявшие участники

В этот раз вместо привычных 60 минут участники категории ТР3 состязались 90. Проверка выносливости для автомобилей и гонщиков! Несколько человек почти сразу отсеялись. Остальные, опираясь на их горький опыт, ехали почти без ошибок. Гонка почти завершилась. Один автомобиль лежит на боку: на последнем круге не осилил подъем. Уже финишировавшие пилоты помогли экипажу и поставили машину «на ноги». Дух товарищества в гоночной тусовке весьма крепок.

В категории ТР3 победили Александр Пляшешников и Максим Кураев. На втором месте Дмитрий Гончаренко и Руслан Ахмудов, на третьем — Максим Галаев и Дмитрий Дойников.