10:00, 19 марта 2021, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА , Мария ОРЛОВА
Дата-отдел 24.kg проанализировал данные по ремонту дорожной инфраструктуры в Бишкеке и выяснил, что власти столицы отдают предпочтение ремонту дорог, а не тротуаров. Это приводит к тому, что быть пешеходом в городе не просто неудобно, но еще и опасно.
В прошлом году в Бишкеке побывал блогер Илья Варламов. Он отметил, что в центре города нет ни одного километра тротуаров без разбитой плитки, ям и колдобин. Даже здоровому взрослому человеку сложно идти по Бишкеку, не говоря о пожилых и маломобильных людях.
«Вообще, о пешеходах в Бишкеке не думают. Наверное, по мнению кыргызов, если у тебя нет денег на машину, значит, ты должен страдать», — подписал он фотографию у себя в блоге.
Мы также проанализировали, в каком из районов столицы больше всего заботятся о пешеходах, а где — об автомобилях. Оказалось, что в Первомайском районе тротуаров и дорог отремонтировали примерно поровну, а хуже всего ситуация в Октябрьском районе: дорог там отремонтировали почти в два раза больше, чем тротуаров. Хотя должно быть наоборот: тротуаров должны ремонтировать в два раза больше, чем дорог, потому что они расположены по обеим сторонам проезжей части.
В пресс-службе мэрии Бишкека согласились, что больше внимания пешеходной инфраструктуре стали уделять только в последние годы. Лишь в 2020-м город впервые выделил средства только на ремонт тротуаров.
«Дороги в Бишкеке ремонтируются в рамках концепции развития улично-дорожной сети. Тогда больший упор был сделан именно на проезжую часть. Но уже после начала работ от горожан стало поступать много жалоб и недовольств, что не ремонтируются тротуары. Последние два года муниципалитет усилил работу с бишкекчанами, стали собирать заявки, в том числе в социальных сетях, СМИ, обрабатывать их и передавать руководству. В итоге принято решение ремонтировать тротуары не только параллельно с заменой дорожного полотна, но и отдельно», — рассказали 24.kg в мэрии.
Столичные власти говорят, что ремонтируют дороги именно по просьбам жителей. Однако на запрос 24.kg предоставить данные о том, какие конкретно улицы просили отремонтировать бишкекчане, ответа мы так и не получили.
При ремонте дорог городские власти ссылаются на концепцию развития улично-дорожной сети. Но самого документа в открытом доступе нет.
В сообщениях же мэрии и БГК говорится, что она предусматривает, что все столичные дороги, которые можно сделать сквозными, станут таковыми. При этом про тротуары там вообще ничего не говорится.
«Дорожная концепция» упоминается и в программе социально-экономического развития Бишкека на 2017-2020 годы «Город благоприятных условий». В том числе говорится и о том, как будет развиваться дорожное хозяйство. И здесь упор на автомобили — основная часть программы посвящена строительству новых и расширению старых дорог, возведению развязок. А вот про пешеходов всего пара абзацев.
Более того, несмотря на неоднократные и многочисленные запросы 24.kg, нам так и не смогли точно ответить, какова общая протяженность дорог и тротуаров в городе. Каждый раз назывались разные цифры, а неофициально источники в мэрии сообщили, что точных данных просто нет.
Эколог Дмитрий Ветошкин (входил в состав рабочей комиссии Бишкекского горкенеша по изучению вопроса о реализации проекта «Развитие улично-дорожной сети Бишкека (вторая фаза)». — Прим. 24.kg) отмечает, что именно тотальная настроенность властей на расширение дорог приводит к тому, что число автомобилей в Бишкеке только растет.
Только по официальным данным, число автомобилей в столице за последние семь лет выросло на 40 процентов. В Бишкеке на начало 2020 года зарегистрировано более 400 тысяч автомобилей. Каждый из них в среднем занимает чуть более 9 квадратных метров под парковку, а все вместе — 376 гектаров. Это практически весь центр Бишкека. Все зарегистрированные в столице автомобили займут территорию, равную прямоугольнику, ограниченному проспектами Манаса и Жибек Жолу и улицами Ибраимова и Московской.
Но для автомобиля нужно как минимум две парковки — возле дома и работы. Это значит, что реальная площадь, которую занимают автомобили в Бишкеке, гораздо больше.
В итоге автолюбители часто используют тротуары для парковки. Редакция 24.kg каждую неделю публикует данные об автомобилях, припаркованных в неположенных местах.
Анализ рубрики «Чудаки парковки» показал, что из 100 фото больше половины приходится на сообщения о том, что автомобиль припарковали на тротуаре. Машины оставляют и на детских площадках, и на велодорожках.
Припаркованные на тротуарах машины — не просто неудобно, но и опасно. Уже были случаи, когда людей сбивали на тротуарах и во дворах домов.
В прошлом году общественность шокировала новость о том, что маму заслуженной артистки Кыргызстана Юлии Руцкой возле дома сбил автомобиль. «У нее сотрясение мозга, ушибы, гематомы, раздробленный перелом, разбиты зубы. Ее сбила машина с милицейскими номерными знаками», — отметила певица.
Правоохранительные органы не ведут отдельную статистику по автонаездам во дворах. Но, по данным УПСМ ГУВД Бишкека, в 2020 году совершено 973 наезда на пешеходов, в результате которых скончались 33 человека, получили ранения — 1 тысяча 3 человека. Это меньше, чем в 2019-м, когда была 1 тысяча 425 наездов, 50 погибших и 1 тысяча 520 раненых. Но в прошлом году Бишкек долгое время был парализован из-за введенного карантина и ограничений, связанных с ним. Если бы не локдаун, то число пострадавших могло быть гораздо больше.
Чтобы город стал более удобным для его жителей, автомобилям должно быть в нем максимально некомфортно. Куратор гражданской инициативы Peshcom Рада Валентина кызы считает, что действовать тут нужно сразу в нескольких направлениях.
Ведь пешеходный город — это не только про тротуары, это про комфортную среду для людей, не пользующихся автомобилем.
«Конечно, невозможно постоянно быть пешеходом, потому что есть расстояния, для которых нужен транспорт. Но это не обязательно должен быть автомобиль. Учитывая большое количество машин в столице, нужно создать условия для альтернативных видов транспорта — велосипедов, самокатов, общественного транспорта», — считает Рада Валентина кызы.
Она добавляет, что многие люди используют машину, только чтобы доехать на ней до офиса и домой. «Часы пик тогда, когда все едут на работу и с нее. Этот путь легко можно проделать на автобусе или велосипеде. Но для этого нужна правильная сеть велодорожек, а не полосы, нарисованные на нескольких тротуарах, должен быть организован общественный транспорт. И речь не только о приобретении новых автобусов. Необходимо создавать удобные остановки, выделять полосы для общественного транспорта. Потому что если комфортные автобусы будут стоять в пробках, то мало кто пересядет на них из автомобиля», — добавила она.
Но кроме пряника должен быть и кнут, например, отсутствие возможности припарковать машину в центре. Освободившиеся от машин парковки можно использовать для расширения тротуаров, посадки деревьев, велодорожек.
Чем больше пешеходных зон организуют в Бишкеке, тем меньше горожане будут пользоваться автомобилем. Люди станут чаще отказываться от личного транспорта в пользу пеших прогулок. Но произойдет это только в том случае, если власти столицы в первую очередь начнут думать о своих жителях, а не о комфорте автомобилистов.
«Политика развития города изменится в сторону пешеходов, если люди, принимающие решения, сами перестанут пользоваться исключительно автомобилями», — заключила Рада Валентина кызы.
Дата-редакторы: Анастасия Валеева, Чолпон Узакбаева.
Иллюстрации: Надежда Хабичевская.
Материал создан стипендиатами программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» «Интерньюс в Кыргызстане», реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве со Всемирным банком, DFID и IDEM. Ментором программы выступает Анастасия Валеева. Мнения и выводы в материале необязательно отражают мнение «Интерньюс» и его партнеров.