10:05, 14 июня 2018, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Громкая кампания по льготной перерегистрации автомобилей может обернуться фарсом. Желаемого эффекта не будет. Действительно оформить свои машины по низким ценам смогут лишь 30 процентов автовладельцев, которые ездят по доверенности. Причина в том, что правительственные чиновники попросту просчитались, когда устанавливали сроки широко разрекламированной акции.
Согласно данным ГРС, в республике зарегистрировано более 1,1 миллиона транспортных средств. Среди них есть авто, которые уже давно не работают, сданы на металлолом, но до сих пор числятся в системе.
Точных данных об автомобилях, которыми в Кыргызстане управляют по доверенности, до сих пор нет. Но, по подсчетам экспертов, их количество может варьироваться от 300 до 400 тысяч.
По статистике, более половины сделок по купле-продаже транспортных средств производится посредством выдачи доверенности с правом отчуждения и получения денежных средств от покупателя. Сейчас стоимость официального оформления договора купли-продажи в несколько раз превышает стоимость выдачи доверенности.
Только представьте, какой резонанс могут создать владельцы этих авто, если одновременно начнут жаловаться на несправедливость со стороны государства! Поэтому им пошли навстречу и снизили стоимость перерегистрации автомобилей.
На период кампании сбор за перерегистрацию установили в размере 0,1 процента от среднерыночной стоимости транспортного средства, определяемого тарифной сеткой. Кроме того, автовладельцам не нужно платить за новый техпаспорт и госномерные знаки.
Срок льготной кампании определили в три месяца. То есть переоформить авто можно до 2 июля 2018 года. У кыргызстанцев осталось 2,5 недели, чтобы воспользоваться добротой государства. Но далеко не факт, что они действительно успеют это сделать. Это невозможно физически.
Даже если представить, что сотрудники ГРС будут работать все 90 дней льготной кампании без выходных и праздников, то каждый день они должны оформлять более 3 тысяч автомобилей.
Люди ждали кампанию долго, готовились к ней. Как только она стартовала, автовладельцы ринулись оформлять свои машины. По данным Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТСиВС) на конец апреля, количество перерегистрированных транспортных средств в период акции по льготному переоформлению выросло в три раза.
Со 2 апреля по 11 июня 2018 года в республике в рамках льготной кампании по перерегистрации транспортных средств переоформлено всего 84 тысячи 309 единиц транспортных средств.
Из них в Бишкеке переоформили 15 тысяч 760 машин, в Чуйской области — 17 тысяч 410, Ошской — 15 тысяч 375, Джалал-Абадской — 10 тысяч 633, Баткенской — 6 тысяч 467, в Оше — 4 тысячи 944, в Таласской области — 2 тысячи 806, Иссык-Кульской — 7 тысяч 218, Нарынской — 3 тысячи 696.
Спрос на услугу оказался более чем высоким. Возле районных и городских отделений ДРТСиВС выстраиваются километровые очереди. Люди записываются с раннего утра, а то и за сутки для того, чтобы успеть оформить машины. Естественно, тут же, как из-под земли, выросли различные посредники. Они за сходную плату предлагают ускорить процесс оформления машины.
Вмешаться в бардак, царящий в ГРС, пришлось лично главе ведомства Алине Шаиковой. Она провела внеплановую проверку деятельности Бишкекского отдела регистрации транспортных средств и водительского состава из-за многочисленных жалоб населения на очереди и посредников в сфере регистрации транспортных средств.
Алина Шаикова поручила в недельный срок ликвидировать посредническую деятельность и так называемых маклеров на территории отделов регистрации транспортных средств.
Идея-то, конечно, хорошая, но только как это сделать? Например, в Бишкекском отделении ДРТСиВС работают восемь специалистов. То есть одновременно они могут обрабатывать документы только восьми человек. А их в очереди несколько тысяч. Стоять в живой очереди в душном помещении мало кому хочется. Поэтому и платят посредникам, чтобы ускорить процесс.
За два месяца удалось оформить только 28 процентов от общего количества автомобилей, которые ездят по дорогам страны по доверенности. И это только по самым скромным подсчетам. Если представить, что таких машин 400 тысяч, то цифра и того меньше — всего 21 процент. Получается, что в день переоформляется примерно 1,2 тысячи машин.
Вы верите, что за две недели ГРС успеет переоформить 200-300 тысяч автомобилей? Мы — нет.
В этой ситуации хочется обратиться к правительственным чиновникам. Может, вы все-таки обратите внимание на простых граждан и создадите им если не достойные, то хотя бы нормальные условия для получения государственной услуги? При этом не стоит забывать, что услуга платная. И, кроме уплаты пошлины за переоформление машины, государство получает еще и поступления от уплаты транспортного налога.
Получается, что государство получать деньги любит, а вот создать условия для тех, кто эти деньги ему несет, не хочет.
И если уж чиновники так пекутся о том, чтобы реализовать «Безопасный город» в срок и без проблем, то для начала, наверное, нужно дать возможность людям приходить в ГРС после предварительной регистрации на сайте организации. Тогда и само государство будет точно знать, сколько еще человек хотят переоформить машину, и людям не придется стоять в душную жару в живой очереди часами с номерком в руке, чтобы заплатить деньги.
Льготная кампания заканчивается 2 июля. В лучшем случае воспользоваться ее возможностями смогут только 30 процентов желающих. А остальные? Им придется платить уже гораздо больше.
Из собственных источников ИА «24.kg» стало известно, что готовится новое постановление правительства о порядке перерегистрации автомобилей. Им предполагается на постоянной основе установить пошлину за оформление транспорта в размере 0,3 процента от его стоимости.
Вроде немного. Но почему мы должны переплачивать за то, что государство просто забыло о своих гражданах? Может, стоит задуматься и определить реальные сроки кампании по льготной перерегистрации автомобилей с учетом сложившейся ситуации?