Парковки Бишкека: куда уходят миллионы сомов и почему система так и не работает?

14:00, 23 октября 2025, Бишкек - 24.kg , Дарья НЕСТЕРОВА

В Бишкеке десять лет говорят о внедрении платных парковок, но прозрачной и эффективной системы так и нет. Деньги уходят в тень, а город продолжает стоять в пробках. Нынешняя система стоянок и парковок не отвечает современным требованиям, что провоцирует заторы, выезды на встречную полосу и другие нарушения Правил дорожного движения.

Транспортный коллапс

Представители городских служб открыто признают, что столица перенасыщена транспортом. По данным мэрии, в Бишкеке ежедневно находится более 750 тысяч автомобилей при пропускной способности дорог около 350 тысяч.

Это значительно превышает допустимую нагрузку на транспортную инфраструктуру, особенно в центральной части города, поскольку при въезде в центр необходимо где-то оставить машину.

Пилотный проект в цифре: прозрачная оплата по QR-коду

На улице Ибраимова, на отрезке от Токтогула до Московской, три месяца действует пилотный проект на 150 машиномест, запущенный муниципалитетом. Это парковка с усовершенствованной оплатой по QR-коду или через установленный терминал.

24.kg. Муниципальные парковки
24.kg. Муниципальные парковки

А чтобы любители халявы не уезжали без оплаты, установлены комплексы фиксации авто (с распознаванием номера, определением локации и времени стоянки), а также информационные знаки с описанием правил оплаты и стоимости штрафа.

Бишкекчанин Бакыт приехал на строительный рынок за краской и другими мелочами. Заехал в свободный парковочный «карман» и сразу пошел к терминалу платить.

Мне нравится новая система расчета. Здесь нет парковщиков, которые берут деньги, а потом неизвестно, где они оседают. Оплатил в терминале 25 сомов, он выдает чек, и я уверен, что эти деньги идут государству.

Бакыт

По словам начальника отдела парковок и стоянок МП «Городская дорожно-транспортная инфраструктура» при мэрии Бишкека Улана Курманбекова, сегодня в столице есть три пилотные парковки на:

  • улице Ибраимова от Токтогула до Московской;

  • улице Орозбекова от Токтогула до Киевской;

  • улице Турусбекова от Московской до проспекта Жибек Жолу.

Они себя оправдали, и в ближайшем будущем муниципалитет планирует запустить еще 11.

24.kg. В Бишкеке проблема парковок пока так и не решена
24.kg. В Бишкеке проблема парковок пока так и не решена
Однако некоторые «ушлые» водители оставляют автомобили прямо на дороге, включая аварийную сигнализацию. Они создают заторы и перекрывают выезд припаркованным машинам.

Теневые миллионы: куда уходят деньги с парковок

В Бишкеке 47 муниципальных парковок на главных улицах. Большую часть мэрия сдает частникам, где все довольно непрозрачно. Примерное количество машиномест в них варьируется от 50 до 200, а общая вместимость — от 3 до 10 тысяч машиномест.

При грубом и минимальном подсчете, если 3 тысячи мест умножить на 40 сомов, получится 120 тысяч сомов. Однако реальный оборот за день, вероятно, исчисляется миллионами, учитывая десятки и сотни приезжающих и уезжающих автомобилей.

Если на муниципальных стоянках можно получить чек, то в случае с частниками подтверждение оплаты никто не дает, а перевод денег часто идет на физическое, а не юридическое лицо. Отследить реальную прибыль крайне сложно.

Частники в жилетках: кто работает под видом сотрудников муниципалитета?

Парковщик в жилетке одного из ведомств мэрии на улице Шопокова озвучил стоимость стоянки. Он сказал: если машина простоит недолго, за это надо заплатить 40 сомов, а если весь день, то 100 сомов.

Как объяснил Улан Курманбеков, муниципалитет сдает территории парковок частным лицам в аренду.

«Они носят специальные жилетки, на которых написано название ведомства мэрии. Поэтому люди думают, что это наши сотрудники, — поясняет чиновник. — Они не имеют к нам отношения. Их просто нанимают арендаторы парковок».

Фото 24.kg. Жилетки, которые носят муниципальные парковщики
Он добавил, что носить жилетки с названием ведомства при муниципалитете арендаторам разрешено, несмотря на то, что к мэрии оно не относится.

Например, по улице Шопокова от Московской до Токтогула примерно 50-60 машиномест, которые обслуживают три-четыре парковщика. Они сдают ежемесячный план, который оплачивают нам через банк.

Улан Курманбеков

Он подчеркнул, что муниципалитет планирует убрать стихийные парковки и автоматизировать оплату везде, чтобы люди точно знали, за что и куда перечисляют средства.

Депутаты предлагают 30 минут бесплатно и отмену почасовой платы

Мэрия предложила ввести дифференцированную (почасовую) оплату парковок в столице. В центральной части города намерены установить плату по зональному типу в размере от 40 до 60 сомов наличными. При оплате по QR-коду — от 30 до 50 сомов в час.

Финансовые поступления от платных парковок хотят направлять на улучшение их технического состояния, установку оборудования и развитие городской транспортной сети.

Недавно проект постановления по платным парковкам и зонированию Бишкека, предложенный мэрией, депутаты горкенеша отправили на доработку.

Председатель постоянной комиссии БГК по экономике, бюджету, финансам и инвестициям Жаныбек Абиров отметил, что нардепы предложили ввести пилотный проект на 11 месяцев и утвердить стоимость 50 сомов (зона 1), 40 сомов (зона 2) и 30 сомов (зона 3).

Кроме того, они считают, что надо:

  • отменить почасовую плату;

  • сделать первые 30 минут парковки бесплатными;

  • освободить людей с инвалидностью I и II групп от оплаты;

  • установить скидку 50 процентов для владельцев электромобилей;

  • отменить плату в выходные дни (суббота и воскресенье) и в официальные по Трудовому кодексу праздники;

  • взимать плату только с 8.00 до 20.00;

  • не взимать штрафы и пени за неуплату услуг парковки на время реализации пилота;

  • ввести новые правила с 1 января 2026 года.

Стихийный протест: шины и бетонные блоки против брошенных авто

С запретом парковок на некоторых центральных улицах Бишкека водители стали искать альтернативные места. В итоге машины стали заполнять дворы многоэтажных домов, переулки и второстепенные улицы.

Фото 24.kg. Машины захватывают переулки и второстепенные улицы
Так, в районе пересечения улиц Горького и Элебаева жители частных домов жалуются на припаркованные возле их дворов и ворот автомобили. По их словам, владельцы бросают машины и уходят на целый день, закрывая проезд мусороуборочной технике и другому транспорту.

24.kg. Со стихийными парковками горожане борются, как умеют
24.kg. Со стихийными парковками горожане борются, как умеют
24.kg. Со стихийными парковками горожане борются, как умеют
Кроме того, такие автолюбители оставляют после себя мусор. Борьба с ним ведется самыми различными способами: жители выносят старые шины, выкладывают камни, ставят бетонные блоки или пишут объявления, что парковка запрещена, а тем, кто не понял, проколят шины.

А что еще делать? Паркуются прямо у ворот: не то что выехать, пройти невозможно. А если еще и с двух сторон на узком переулке, то не проедешь.

Житель переулка Бишкека

Пока власти спорят о тарифах, бишкекчане продолжают платить «левым» парковщикам, а центр города — задыхаться в заторах. И когда обещания превратятся в систему, пока никто сказать не может.