10:00, 28 ноября 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Проблема смога в Бишкеке актуальна последние несколько лет. Дышать в столице опасно даже летом. Зимой загрязнение воздуха можно в буквальном смысле видеть.
Власти страны весь прошлый отопительный сезон просто фонтанировали идеями, как снизить уровень загрязнения воздуха.
Но что в сухом остатке мы получили к новому сезону? Практически ничего. Дальше громких заявлений и идей дело так и не пошло. Меры приняли власти Бишкека, но они просто капля в море и серьезно повлиять на проблему не могут.
Редакция 24.kg вспомнила предложения кабинета министров и сравнила с сегодняшними реалиями.
Больше всего шума наделали идеи, касающиеся работы общественного транспорта. Сразу несколько инициатив озвучили в кабмине: запретить транзит грузового транспорта по Бишкеку, запретить езду машин без катализаторов, не разрешать ездить по столице иногородним авто, а по четным дням разрешить передвигаться автомобилям с четными номерными знаками, по нечетным — с нечетными.
Ни одна из этих инициатив так и не была реализована. Автомобилисты вздохнули с облегчением.
К идее ввести систему чет и нечет мэрия вернулась в октябре 2023 года. Правда, не из-за заботы о чистоте воздуха, а чтобы разгрузить дороги. Инициатива поддержки не нашла и тут же забылась.
Все остальные предложения так и остались на бумаге. Причина проста — выполнить их нереально. В городе так и не работает эффективная система общественного транспорта. На заездах к Бишкеку нет стоянок, где иногородние могли бы оставлять свои машины. Да и строить их никто не собирался.
С катализаторами еще сложнее. Минприроды совместно с патрульной службой проводит рейды по выявлению авто без катализаторов. Обещают усилить работу, но назвать результаты таких мер действенными язык не поворачивается. По столице ездят сотни машин, которые дымят, как старый трактор.
Вопрос запрета на проезд через город транзитного транспорта все еще на стадии обсуждения.
«Мусороперерабатывающий завод в Бишкеке должен заработать в этом году», — требовал в конце января председатель кабинета министров Акылбек Жапаров.
На конец ноября объекта так и нет. Даже не начато его строительство.
Но подвижки в этом деле есть. В этом году наконец-то полностью потушили возгорание на санитарном полигоне. Он тлел долгие годы, внося свою лепту в и без того грязный воздух Бишкека.
Саму свалку огородили, открыли новую ячейку для складирования отходов, установили специальное оборудование для уничтожения швейных отходов. Правда, мощность не позволяет утилизировать все швейные отходы. Большинство из них все равно сжигают на открытом воздухе.
В марте столичный муниципалитет подписал протокол о намерении сотрудничества с чешским консорциумом компаний HDT Impex s.r.o. и ReGreen s.r.o. и дорожную карту по реализации совместного инвестиционного проекта по строительству мусороперерабатывающего комплекса. Стройка пока не началась.
Пожалуй, это одно из немногих поручений, которое практически выполнено. Вернее, так: его реализовала столичная мэрия. К этому отопительному сезону муниципалитет перевел все свои угольные котельные на природный газ. Продолжается работа по подключению к голубому топливу жилмассивов.
Но вопрос о том, чтобы на газе работала главная котельная страны — ТЭЦ Бишкека, до сих пор не решен.
Министр энергетики Таалайбек Ибраев заявил о планах нарастить импорт российского газа. Это необходимо, потому что энергетики планируют газифицировать теплоцентраль. Но не все так просто. На сегодня транзитные мощности Казахстана не позволяют подавать КР топливо в таких больших объемах.
Еще одним частично выполненным пунктом борьбы со смогом можно считать покупку автобусов большой вместимости на газе и электричестве.
Мэрия закупила 1 тысячу газовых автобусов. Они постепенно поступают в Кыргызстан и выходят на линии.
До конца года на дороги выйдут 500 автобусов. Еще столько же прибудет в начале 2024-го.
Ожидается прибытие нового транспорта по договору с Азиатским банком развития, прибыли автобусы по соглашению с Европейским банком реконструкции и развития.
Благодаря закупке транспорта из центра города начали постепенно убирать маршрутки. Но пока говорить о том, что в Бишкеке действительно наладили эффективную работу общественного транспорта, рано. Люди не собираются отказываться от личных авто в пользу автобусов и троллейбусов. Следовательно, вклад машин в загрязнение остается высоким.
В этом году на радость властей погода в Кыргызстане стоит более чем теплая. Но это не значит, что проблемы нет. Бишкек уже успел попасть в число самых грязных городов планеты.
В рейтинге крупнейших городов мира по качеству воздуха World Air Quality 6 ноября 2023-го столица расположилась на десятом месте.
Данные аналитиков говорят, что в среднем зимой загрязнение воздуха в Бишкеке превышает нормы, рекомендованные ВОЗ в отношении качества воздуха, почти в 30 раз.
Но власти по-прежнему предпочитают молчать о проблеме. Ровно до того момента, пока смог в столице не начинаешь трогать руками. Они проводят многочисленные совещания, создают рабочие группы, раздают поручения. Но все это так и остается в большинстве своем имитацией бурной деятельности. О проблеме смога благополучно забывают с приходом весны... до следующего отопительного сезона. И так по кругу уже многие годы. Ситуация при этом каждую зиму остается сложной.