Бытовой инвалид. Как не вырастить беспомощного человека

11:00, 22 октября 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

Взрослый человек не может приготовить обед, помыть за собой посуду или донести грязное белье до стиральной машины. Знакомая ситуация? Чаще всего беспомощными в быту оказываются мужчины, ведь в обществе все еще распространены стереотипы о том, что не мужское это дело стоять у плиты или брать в руки пылесос.

О том, как воспитать детей так, чтобы они были адаптированы к взрослой жизни, 24.kg рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Лариса Соломянина.

— С какого возраста нужно привлекать детей к домашнему труду?

— Чем раньше, тем лучше, когда у детей начинается подражательная деятельность. Допустим, папа стучит молотком, и ребенок хочет то же самое сделать. Настоящий молоток, конечно, ему нельзя, но можно дать игрушечный, и пусть, к примеру, спичку в яблоко забивает. Это же интересно. Точно так же с девочками: мама моет полы — дочка может взять тряпку.

Дети очень любят наблюдать за взрослыми на кухне, им тоже хочется потрогать тесто. Дайте! И пусть ребенок лепит то, что нравится. Развиваются сенсорная интеграция, мелкая моторика, и в то же время это приучение к труду.

Примерно в годик дети уже пытаются подражать взрослым. Многие родители в этом возрасте делают большую ошибку и пресекают — не трогай, ударишься, не лезь, не мешай и тому подобное.

Но пока ребенку интересно, тогда и надо приучать к домашней работе. Если же его все время выгоняют, пресекают действия, то потом любое занятие будет ему неинтересно.

— Именно так происходит с подростками. Многим ничего не хочется делать по дому. Нужно ли их заставлять?

— Нет. В подростковом возрасте, вообще, любое насилие вызывает реакцию протеста. Нужно просто мотивировать, договариваться. Однако очень часто родители делают ошибку, обещая что-то купить взамен на выполненное задание.

— Или дать денег на карманные расходы...

— И это ужасно. Так нельзя. Потом, когда ребенок вырастет, даром родителям он помогать не будет вообще, потому что приучен к товарно-денежным, коммерческим отношениям.

— Какими бытовыми навыками должны владеть дошкольники и учащиеся начальных, средних и старших классов?

— Детей дошкольного возраста важно приучать убирать за собой и поддерживать порядок в своей комнате — не разбрасывать вещи, складывать свою одежду в шкаф. Они вполне могут заправить кровать, собрать игрушки, пропылесосить (в шесть-семь лет), вытереть пыль.

Школьники уже могут и в приготовлении пищи участвовать. В младшей школе дети обычно только разогревают еду, а постарше учатся готовить. В советское время в школах вели домоводство: мальчики учились столярному, слесарному делу, девочки учились шить, готовить. Это давало очень хорошие навыки. Кроме того, у нас в школе были теплица и приусадебный участок, где мы сажали разные овощи, цветы.

Трудотерапия нужна не только нормотипичным детям, но и с ограниченными возможностями здоровья.

Это прежде всего дисциплинирует. Умение справляться с работой развивает положительное отношение к любому труду. То есть потом человеку будет легче во взрослой жизни работать.

Иногда ко мне приходят дети на коррекцию, не хотят заниматься, говоря, что это им сложно и у них все равно не получится. Стоит больших усилий заставить их просто попробовать. Зато потом, когда у детей что-то получается, вы не представляете, как они радуются, прыгают от счастья. Так возникает уверенность в собственных силах.

Сейчас в интернете очень много информации. Каждый родитель может посмотреть, какие домашние дела рассчитаны для разного возраста ребенка. Главное — все должно соответствовать возрасту.

— В настоящее время в некоторых школах не осталось техничек. Родители возмущены, почему полы в классах должны мыть дети. Так ли это плохо?

— В советское время у нас уборщиц тоже не было, мы дежурили в классе и мыли не только полы, но и стены, и окна. Морально-нравственное воспитание все-таки закладывается в семье больше всего. И, конечно, если позиция семьи «Ой, нет, это что такое?», то вырастает беспомощный человек.

— В некоторых семьях дети и за детьми смотрят, и кушать готовят, и что только не делают. Правильно поступают родители?

— Нет, это уже перекладывание своих обязанностей на детей, это перебор. Иногда видишь на улице, как девочки тащат младенцев, роняют с колясок. Даже если и было сотрясение, то родители, скорее всего, не в курсе, потому что старшие дети не признаются.

Когда старших детей насильно заставляют нянчиться с младшими, убираться, вести быт, то в будущем некоторые категорически отказываются создавать свои семьи и рожать детей.

— Если день у ребенка прописан с утра и до вечера (уроки, кружки, спорт), не будет ли для него лишней нагрузкой домашняя работа в выходные дни?

— В принципе нет. Таким образом ребенок будет учиться планировать свой день. Ничего сложного, например, помочь маме пропылесосить квартиру. У него будут формироваться эмпатия, понимание, что такое домашний труд.

Главное, не должно быть никакого насилия, работа должна быть в радость. И приучать надо еще до школы, когда ребенку это интересно. Обязаловка же приведет к не очень хорошим воспоминаниям в будущем.

Совместный труд и совместный отдых сплачивают. Когда члены семьи делают все вместе, то и семья будет сплоченной. Но если сын должен копать огород, пока отец лежит на диване, то, конечно, будет обидно и несправедливо.

— Есть какая-то разница в трудовом воспитании в неполных семьях, когда детей окружают гиперзаботой?

— Ну это и в полных семьях часто сейчас бывает, потому что папы там круглосуточно заняты зарабатыванием денег, воспитанием занимается одна мама. Представляете, мальчику шесть-семь лет, а мама его сама обувает и шнурки завязывает. Этому ребенок должен был научиться намного раньше.

Такая гиперопека еще и на умственные способности влияет — снижаются интеллектуальные способности, особенно у мальчиков, которые развиваются в движении. Если ребенок будет лежать, набирать вес, то и развития никакого не будет.

— Допустимо ли гендерное разделение в домашних делах? Ведь нередко в быту можно услышать: это не женское или не мужское дело.

— Сейчас как такого выраженного гендерного разделения нет, потому что мамы все работающие, точно так же, как и папы. Но у мам получается две смены. После работы мама уставшая, как загнанная лошадь, которая потом еще и домашние дела выполнять должна. Никаких эмоций после этого, кроме раздражения, детям дать она не может. Поэтому мужчины должны на равных помогать по дому. Знаю некоторых таких мужчин, которые с детства привыкли помогать мамам и бабушкам.

Если же с детства мальчика приучать к дивану, пока его сестры трудятся по дому, то из него и получится беспомощный мужчина, которого нужно обслуживать.

Поэтому от родителей зависит очень многое. Мальчик всегда подражает папе, девочка — маме.

— А если мальчик вырос в семье, где его всегда холили и лелеяли, то он уже не изменится после женитьбы?

— Сразу после свадьбы нужно договариваться о правах и обязанностях каждого. В принципе если мужчина любит женщину, то он вполне может начать ей помогать, совместно вести быт на равных. Повторюсь: сейчас женщины работающие, и иногда они зарабатывают больше мужчин.