17:36, 27 апреля 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
На реализацию Программы развития инклюзивного образования в Кыргызстане на 2019-2023 годы не нашли средств. Об этом 24.kg сообщила директор Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) Анара Надирбекова.
По ее словам, из-за отсутствия должного финансового подкрепления не удалось своевременно выполнить большую часть заложенных мероприятий, хотя временные рамки позволяли. Но затянулся другой вопрос — принятие нового законопроекта об образовании, что также стало определенной преградой для реализации некоторых планов.
«При разработке концепции финансовое подкрепление было со стороны международных организаций и партнеров по развитию. На момент разработки документа около 20 процентов мероприятий уже было выполнено или находилось на стадии завершения», — сказала Анара Надирбекова.
Концепция предусматривала создание службы сопровождения ребенка в образовательном процессе. По данным Анары Надирбековой, это реализовано в 56 общеобразовательных школах.
«Специалисты сейчас проходят обучение, как правильно организовать процесс. У учителей появилось понимание нозологии. Мы также помогли выработать образовательный маршрут. Речь идет как минимум о 200 детях с инвалидностью, которые адресно получают образовательную поддержку со стороны государства. В этих 56 школах есть группы волонтеров-старшеклассников, которые помогают с социализацией детей в учебном заведении», — добавила она.
Мы говорим, что каждый ребенок талантлив, и роль специалистов — выявить эти таланты.
Анара Надирбекова
Она отметила, что если ребята успешно социализируются, им комфортно в школе и педагоги нашли к ним индивидуальный подход, то учащиеся показывают хорошие достижения и в академической сфере.
В 2021/22 учебном году за счет бюджета предусмотрели средства на 0,5 ставки для тьюторского сопровождения детей с проблемами здоровья в 23 общеобразовательных школах. Однако на 2022/23 год финансирование не выделили, некоторые учителя продолжают работать на волонтерской основе.
На вопрос, часто ли отказывают родителям в приеме их ребенка с инвалидностью в школу, Анара Надирбекова ответила: «Мы давно работаем с психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК). Видим, что родители приходят с запросом на инклюзивное образование, и ПМПК дает такую возможность, направляя на годичную адаптацию в общеобразовательном заведении. Если учителя дают характеристику о том, что ребенок хорошо освоился, показывает какие-то результаты, то он может продолжить обучение дальше».
Однако есть случаи, когда родители жалуются, что их детей не принимают в общеобразовательную школу. Поэтому в рамках концепции развития инклюзивного образования разработали типовое положение о порядке приема ребят с инвалидностью.
«При этом часть родителей из-за сложного экономического положения в стране просит определить их детей в интернатные учреждения. Но в спецшколах предусмотрены квоты, выше которых просто не смогут принять», — резюмировала глава фонда.
В Кыргызстане более 35 тысяч детей с инвалидностью. С каждым годом их число растет.