14:00, 31 марта 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
По официальным данным Министерства образования и науки, в Кыргызстане более 2 тысяч детей не обучается в школах. Однако эта цифра может быть намного больше, считают правозащитники. Почему такое происходит и чем занимаются подростки?
Таких примеров в вечерней общеобразовательной школе № 10 города Бишкека немало. Сюда принимают учеников от 12 лет и старше, без ограничения.
По словам директора школы Нуржан Молдогазиевой, в прошлом году по запросам общественности они открыли 4-й класс для тех, кто своевременно не получил образование. Социальное положение не позволило; произошла какая-то трагедия в семье; дети начали рано работать, оставшись без кормильца; была педагогическая запущенность — причин много.
За один год в 4-м классе проходят основную программу начальной школы. Учеников обучают письму, счету, дают необходимую базу. В одном классе сидят учащиеся разного возраста: кабинетов не хватает. Спрос среди населения на обучение в вечерней школе большой.
«В основном нашу школу посещают социально уязвимые слои населения. Есть родители, которые боятся разных инфекций и не пускают детей в школу. Был случай, когда бабушка прятала дома внука, не хотела никуда отпускать и тем более в школу. Потом такие дети в 12-13-летнем возрасте поступают к нам через комиссии по делам детей (КДД). Есть подростки, которые работают и кормят своих пьющих родителей. Обучаются у нас и многодетные матери, которые вышли рано замуж и не окончили школу», — рассказала 24.kg Нуржан Молдогазиева.
Занятия начинают с 9.00, чтобы учащиеся выспались после ночной смены и успели на уроки. Вторая смена — с 14.00 до 19.00, для более взрослых учеников.
Есть способные ученики, которые быстро усваивают материал, а некоторым учеба дается с трудом, отмечают педагоги.
В вечерней школе стараются к каждому найти индивидуальный подход, подключают и психолога, и социального педагога, стараются поднять самооценку учащихся. Ведут тут и профориентацию, содействуют поступлению выпускников в лицеи, чтобы они получили какую-то специальность и могли зарабатывать.
Некоторые выпускники сдают Общереспубликанское тестирование и поступают в высшие учебные заведения. К примеру, 36-летняя женщина прошла ОРТ и поступила на педагогический, сейчас работает в детском саду.
По словам главного специалиста ведомственного управления политики школьного образования и книгоиздания Гульшан Абдылдаевой, в августе 2022 года органы местного самоуправления выявили 3 тысячи 345 не обучающихся детей. Совместно с органами по поддержке семьи и КДД возвращено в школу около 1,2 тысячи детей.
«Если ребенок в восемь лет не пошел в школу, то он уже попадает в категорию не обучающихся. 8-9-летних еще можно посадить в первый класс, но 14-летних, которые никогда не учились, нельзя. Их приходится отправлять в вечерние, заочные школы, чтобы дать какое-то образование», — пояснила Гульшан Абдылдаева.
Она отметила, что необразованный ребенок — это дополнительные риски.
По международным исследованиям, несовершеннолетние, попавшие в тюрьмы, в основном это те дети, которые в свое время не обучались.
Гульшан Абдылдаева
По статистике Минобразования, больше всего не обучающихся в Ошской, Джалал-Абадской и Чуйской областях.
У них не будет документов о школьном образовании — ни свидетельства об окончании 9-го класса, ни аттестата. Документы выдают только в школах.
Гульшан Абдылдаева
Многие подростки, по ее словам, после разъяснительных бесед с родителями возвращены в образовательные организации. Но речь идет только о выявленных детях.
«У нас нет цифровых сервисов, которые обязательно бы отслеживали перемещение каждого ребенка как внутри страны, так и за ее пределы. Пока такая госуслуга не будет реально внедрена, мы продолжим терять детей дошкольного и школьного возраста. О некоторых несовершеннолетних, которые выехали из КР в Россию или Казахстан, где их, к примеру, эксплуатировали, и они не учились, мы узнаем только из СМИ», — сказала она.
Лига ежегодно проводит акцию «Примите моего ребенка в школу!», во время которой к правозащитникам обращается за консультацией несколько тысяч человек. Одна из основных причин обращения — родители не смогли пройти онлайн-регистрацию (не получилось, не успели, места закончились). Вторая проблема — нет документов ни у ребенка, ни у родителей, и таких историй, по словам Назгуль Турдубековой, становится все больше.
Нередко родители начинают думать о поступлении в школу аккурат перед 1 сентября. В Бишкеке и Чуйской области школы часто к этому времени уже переполнены, детей не принимают. Семье приходится бегать, искать место в других школах.
«Не у каждого родителя есть потенциал выдержать такую нагрузку. Если семья слабая, социально уязвимая, то может и пропустить первый год обучения. 8-летнему уже сложнее идти в школу. Со временем родители привыкают, что ребенок не ходит в школу, и считают это нормальным. Потом ребенок начинает работать. Так он становится потенциальным лицом, которое может подвергнуться многочисленным правонарушениям, в том числе со стороны собственных родителей и окружающих. Необразованные дети — потенциальные жертвы экономической и других форм эксплуатации», — подчеркнула Назгуль Турдубекова.
Ценность и важность того, что каждый ребенок должен ходить в школу, утрачена. Нужно ее снова взращивать.
Назгуль Турдубекова
В настоящее время Законом «Об образовании» предусмотрена административная ответственность родителей за неисполнение обязанностей по получению ребенком основного общего образования.
Однако в действующем Кодексе о правонарушениях отсутствуют статьи, предусматривающие ответственность в области образования. Поэтому МОиН предложило внести их и разработало законопроект.
В частности, штрафовать за нарушение или незаконное ограничение права на образование на 150 расчетных показателей физические и должностные лица, на 300 расчетных показателей — юридические. Заставит ли это взрослых стать более ответственными?