12:00, 17 октября 2022, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
В Кыргызстане взрослые уделяют воспитанию детей всего 38 минут в сутки — об этом говорят данные Нацстаткома. Кто же тогда воспитывает подрастающее поколение?
Алия много времени проводит с племянниками, потому что взрослые не уделяют время воспитанию собственных детей.
Согласно результатам выборочного обследования бюджета времени, в среднем взрослые уделяют детям 38 минут в сутки. При этом ежедневно у населения остается более четырех часов свободного времени на отдых и развлечения. Основным видом отдыха по всей территории республики является просмотр телепередач.
Статистика также подтверждает историю Алии: о маленьких детях заботятся другие дети более старшего возраста.
Согласно исследованию Нацстаткома, 12-летние девочки тратят на воспитание детей больше, чем в среднем взрослые, — 47 минут в сутки. Мальчики в этом же возрасте тратят чуть меньше, но даже эти времязатраты выше, чем у взрослых мужчин.
Что Нацстатком подразумевает под воспитанием детей? Это время, которое человек целенаправленно проводит с ребенком. Это может быть совместное приготовление пищи, подготовка к школе (помощь с уроками), совместное чтение и так далее. Маленькие цифры статисты объясняют приоритетами респондентов — что они предпочли ответить. Женщина может сказать, что была занята приготовлением обеда, хотя параллельно рассказывала ребенку сказки.
«У нас распространена практика, когда отец часто не участвует в воспитании детей. Мужчина, как правило, — это добытчик, он должен зарабатывать деньги, кормить семью, а за эмоциональное воспитание отвечает женщина. Это плохо, нужно вовлекать в процесс и мужчин», — подчеркнул он.
Родителям, по его словам, нужно общаться с детьми, проявлять свою любовь, учить их эмоциональной грамотности. Иначе в будущем, когда дети вырастут и сами будут строить отношения, есть вероятность, что они не смогут доверять людям, будут бояться, что кто-то их обманет, оставит и так далее.
«Сейчас вспоминаю это, анализирую: я периодически агрессивно относилась к брату. Могла его ударить, поцарапать, сильно поругать. Видимо, таким образом я вымещала обиду на тетю за то, что оставляла сына на мое попечение, — признается Бермет. — Мои интересы никто не учитывал, основной моей задачей было смотреть за ребенком. Все летние каникулы я посвящала ему. Никаких подружек и друзей, никаких мальчиков в подростковом возрасте. Думаю, моей маме было спокойно от этого. Ей я не жаловалась: так воспитали, что я должна, что это моя обязанность».
Бермет ходила на первую школьную линейку брата, на его последний звонок, учителя ей звонили, спрашивая, почему он не пришел на уроки. «Я сидела и разбиралась. До сих пор, если брат вдруг что-то натворит, его мать звонит мне и просит поговорить с ним. Он больше откровенен со мной, нежели со своей родной матерью. Доверяет мне свои какие-то тайны, может посоветоваться, что-то спросить. Я для него авторитет», — рассказала она.
У Бермет уже растет своя маленькая дочь. Она обещает не возлагать на нее ответственность за других детей: «Я понимаю, что у старшего поколения была сложная ситуация, нужно было зарабатывать, каждый выживал как мог. Но сейчас все равно больше возможностей, можно найти какой-нибудь выход. Хотя в селах ситуация особо не изменилась. Я езжу в регионы и вижу, как старшие сестры смотрят за младшими. Знаю одну семью, где 9-летней девочке внушили, что она должна заботиться о младшем брате, потому что он единственный мальчик в семье. Я сделала замечание ее родным, но на меня покосились, мол, все же так жили. Меня возмущает, что девочки чаще приглядывают за младшими, чем мальчики».
У старших, по словам магистра психологии Нуризы Батырбековой, возникает чувство вины за то, что они били, обижали младших; внутренняя потребность возместить нанесенный ущерб; чувство обиды за лишенное детство. У некоторых может появиться агрессия, замкнутость, неумение отстаивать личные границы, ведь их постоянно нарушали в детстве. У подростка-няни нет своего пространства и личного времени на общение с друзьями и полноценную учебу, выполнение уроков.
«В будущем некоторые даже отказываются заводить своих детей. Никто не объясняет подросткам, как надо воспитывать малышей, и когда они заведут свою семью, то будут воспроизводить опыт на своих же детях. Один, возможно, не сможет дать эмоциональное тепло своим детям, поскольку не любит их, другой, наоборот, станет гиперопекающим родителем, который постоянно тревожится, бдит за своим ребенком. Младшие тоже могут испытывать чувство вины за то, что у старших не было детства из-за них. Они могут бояться всего, чувствовать себя в опасности, им может быть сложнее добиваться целей, успеха», — предупреждает она.
«Даже если подросток старший в семье, он все еще ребенок, у него нет жизненного опыта, который есть у родителей. Что отличает взрослого от ребенка? Взрослый уже был ребенком, а ребенок еще не был взрослым. В первую очередь ответственность за детей несут родители, и воспитание — это каждодневная работа», — подчеркивает Нуриза Батырбекова.
При этом она советует обратить внимание, что взрослые зачастую тратят те немногие минуты, уделенные детям, на чтение морали, проверку школьного дневника, выяснение, что сделал ребенок, а что нет.
«Мы не уделяем время, чтобы просто поговорить с ребенком, узнать, какие у него потребности, что происходит в его жизни, как дела в школе, как он общается с друзьями, что узнал нового. А делать это необходимо», — советует психолог.
Материал создан стипендиатом программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» «Интерньюс в Кыргызстане», реализуемого при поддержке USAID в КР. Ментором программы выступает Андрей Дорожный. Мнения и выводы в материале не обязательно отражают мнение «Интерньюса» и его партнеров.