14:00, 05 октября 2022, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Несмотря на последнее повышение зарплаты и ожидания чиновников, очереди из желающих работать в школе не появилось. По республике не хватает более 800 педагогов. Почему молодежь не задерживается в профессии и как повысить статус учителя?
По данным Министерства образования и науки, больше всего учителей не хватает именно в Чуйской области и Бишкеке. В основном нужны кадры в школах с русским языком обучения: учителя начальных классов, математики, русского и английского языков, информатики, физики, музыки и даже физкультуры.
Чиновники отмечают, что благодаря повышению зарплаты дефицит кадров удалось значительно сократить. Надеются они и на выпускников педагогических направлений. Те, кто отучился за счет бюджета, обязаны отработать три года. Иначе они не получат диплом.
В 2022 году педагогические факультеты на бюджетной основе окончили 1,9 тысячи человек. После распределения по регионам 1 тысяча 49 молодых специалистов уже работают в школах. Явка на места, предварительно, составила 72 процента.
Тот, кто не хочет или передумал учить детей в школах, должен заплатить за годы обучения в вузе, возместив расходы государства. Только после этого выпускникам разрешат забрать документы об образовании.
По данным Нацстаткома, выпуск будущих педагогических работников всеми вузами республики падал с 2017 по 2020 год и немного вырос лишь в 2021-м.
По словам представителей КГУ, за последние три года 80 процентов бюджетников отрабатывает положенные три года. Остальные не делают этого по семейным обстоятельствам или возмещают затраты государству.
За указанный период из-за отработки не забрал диплом 71 выпускник бюджетной формы обучения, затраты государству возместили 19. В 2022 году сумма возмещения обошлась в 130 тысяч сомов.
Венера Исмаилова (имя изменено) — одна из тех, кто не забрал свой диплом.
«После вуза я пошла работать в частную международную школу, где была высокая на тот момент зарплата, хорошие условия, питание, транспорт и бонусы. Работала со справкой об окончании вуза и с копией диплома, — вспоминает она. — Параллельно я пыталась работать в государственной школе, чтобы получить диплом. Вела две смены по субботам и получала 2,5 тысячи сомов в месяц. Там было много ненужной бумажной работы — заполнение журнала и так далее. Честно, я не смогла там работать, поэтому уволилась через полгода. В частной школе я проработала около трех лет, а потом ушла в другую сферу деятельности, диплом учителя мне так и не понадобился».
Бишкекчанка добавила, что ее однокурсницы отработали положенный срок в государственных школах, а потом тоже сменили специальность. Сейчас она не знает никого из своего окружения, кто остался бы в школе.
Если одни честно отрабатывают в школе или возмещают затраты государства, то другие ищут иные пути, как забрать диплом. Генпрокуратура недавно сообщила о выпускниках Джалал-Абадского госуниверситета, которые незаконно получили документы. Директора школ некоторых районов области издавали фальшивые приказы и вели трудовые книжки на 82 молодых специалистов, которые фактически не работали в школах. Государству причинен ущерб на 8,5 миллиона сомов.
Впрочем, независимые эксперты считают, что часть абитуриентов идут на педагогические специальности с единственной целью — поступить в университет, а по окончании первого курса перевестись на другие факультеты.
Проблема дефицита кадров станет еще актуальнее. Чтобы решить проблему нехватки учителей, в КГУ имени Арабаева, к примеру, уже третий год студентов делят на равное количество русско- и кыргызскоязычных групп, а также стараются преподавать по методике билингвального обучения.
«Она заключается в двуязычной подаче образовательного материала. Думаю, через пару-тройку лет ситуация изменится, так как немаловажную роль сыграло и увеличение зарплаты учителей, которая потихоньку приблизилась к средней по стране», — полагает проректор вуза по учебной работе Жениш Бексултанов.
Независимый эксперт в образовании Екатерина Касымова считает необходимым предусмотреть льготы для учителей: освободить их от уплаты подоходного налога и отчислений в Соцфонд, а также предоставить им возможность брать ипотеку под низкий процент. Эти меры, по ее мнению, реально могут сделать профессию учителя более привлекательной.
Кроме того, предлагается установить высокую базовую зарплату, создать комфортные условия труда и освободить педагогов от ненужной бумажной работы.