С 1 июля в автобусах и троллейбусах Бишкека отменят наличную оплату. Как можно будет платить, придется ли покупать проездную карту, 24.kg рассказал руководитель проекта «Тулпар» Арсен Кондахчан.
— Где можно приобрести карты «Тулпар», в том числе школьные и льготные?
— Стандартные синие карты можно приобрести в отделениях ГП «Кыргыз почтасы», офисах мобильных операторов и у водителей автобусов и троллейбусов. Стоимость карты — 50 сомов (в стоимость входит одна поездка).
Точки продаж синих стандартных карт можно посмотреть на нашем сайте.
Кроме этого, с учетом полного перехода на безналичную оплату мы сейчас работаем над открытием новых точек продаж в местах массового скопления людей. Совместно с партнерами возможны различные акции до 1 июля, в ближайшее время анонсируем хорошие новости для горожан.
Для приобретения школьной карты необходимо оформить онлайн-заявку на сайте www.tulpar-card.kg, заполнить все поля, загрузить фотографию ученика в формате 3×4, а также справку с места учебы и свидетельство о рождении в электронном формате. При правильном оформлении заявки карта будет выдана в течение 10 рабочих дней.
Льготную карту красного цвета можно бесплатно получить в районных сервисных центрах (акимиатах). Для этого необходимо прийти в пункт выдачи карт и предъявить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право льготного проезда на муниципальном транспорте Бишкека (пенсионное удостоверение, удостоверение по инвалидности, удостоверение почтальона), сфотографироваться на месте, получить карту и расписаться в получении. Процесс получения займет не более 10 минут.
— Хорошо, я купила карту. Что делать дальше. Сразу загружать на нее деньги?
— В стоимость карты уже входит одна поездка. Можете пополнить после этой поездки.
— Как пополнять баланс?
— Пополнить баланс можно в терминалах самообслуживания, в электронных платежных системах (мобильный банкинг, электронные кошельки), отделениях ГП «Кыргыз почтасы» и сервисных центрах «Тулпар». Пополнить можно как по номеру карты из 16 цифр, расположенных на лицевой стороне, так и по номеру телефона, если карта привязана к личному кабинету.
— Карты на одну-две поездки будут? В столицу приезжает много иногородних, а также туристов. Получается, что за одну поездку они должны будут оплатить 50 сомов, а не 11. Если человек не хочет покупать карту, как он может оплатить проезд?
Выпуск одноразовых карт обсуждался на этапе планирования проекта, однако это экономически невыгодно, учитывая стоимость поездки.
Арсен Кондахчан
— Себестоимость разовой карты составит более 30 сомов. Люди не готовы платить такую сумму за карту, которую сразу выкинут. Зачем платить 30 сомов, когда можно приобрести долговечную карту за 39 сомов (50 сомов с одной поездкой)?
Если человек не хочет покупать карту, то он может выбрать один из видов безналичной оплаты:
— бесконтактные карты VISA и ЭЛКАРТ всех банков Кыргызстана;
— виртуальная картая NFC;
— QR-сканирование в приложениях «Тулпар», Balance.kg;
— вводом кода транспорта в приложении «Тулпар».
Сегодня среди населения страны широко распространены банковские карты, практически у каждого есть мобильный телефон с интернетом.
NFC доступен для обладателей андроид-смартфонов с поддержкой этой технологии. Чтобы воспользоваться этим видом оплаты, необходимо зайти в приложение, нажать на значок бесконтактной оплаты и поднести к валидатору.
Кроме того, среди горожан популярность обретает оплата через QR-сканирование. Наклейки с QR-кодами размещены как снаружи, так и в салоне транспорта, оплатить можно в приложении «Тулпар».
— Как подключить опцию «проездной»? Сколько стоит в месяц? Это можно сделать только при наличии карты или при помощи приложения тоже?
— Стандартный проездной стоит 680 сомов, школьный — 240 сомов на месяц, оформляется только при наличии школьной карты.
Для того чтобы подключить опцию «проездной» необходимо создать личный кабинет. Это можно сделать на нашем сайте www.tulpar-card.kg или в мобильном приложении «Тулпар». Далее через раздел «Карты» добавить свою карту, введя ее номер, и пополнить баланс, равный стоимости проездного. После этого оформить его в разделе «Проездной».
Важно помнить, что проездной билет действует на календарный месяц вне зависимости от того, когда был куплен.
Стандартный проездной можно привязать и на виртуальную карту, в этом случае необходимости в покупке пластиковой карты уже не будет.
— В летнее время проездные школьные билеты будут действовать?
— Да, будут действовать. Проездной можно подключить в любое время года. При желании школьной картой можно пользоваться и без проездного, оплачивая 11 сомов за каждую поездку.
— В случае потери карты ею может воспользоваться другой человек?
— Теоретически да, другой человек может воспользоваться, если на балансе есть деньги.
Если карта привязана к личному кабинету, то после утери необходимо ее заблокировать. Тогда уже никто не сможет ею воспользоваться.
Для восстановления льготной карты необходимо лично обратиться в сервисный центр оператора с документами, подтверждающими личность. Для восстановления школьной карты необходимо повторно оформить заявку на нашем сайте. Карты будут привязаны в системе к существующему аккаунту.
Для восстановления стандартной карты необходимо, чтобы она ранее была привязана к вашему аккаунту. Это можно сделать самостоятельно на сайте tulpar-card.kg или обратиться за помощью в сервисный центр оператора. Авторизованную неперсонифицированную карту можно заменить при потере — новая карта будет привязана в системе к существующему аккаунту.
— Может моей картой пользоваться другой человек с моего согласия — ребенок, супруг, друг?
— Неперсонифицированной стандартной синей картой могут пользоваться все, персонифицированной — школьной, льготной — только ее владелец.
Если у вас синяя карта без активного проездного, то вы можете оплатить проезд за нескольких человек. Единственное условие — интервал между оплатами должен составлять не менее двух секунд. Прикладываете карту, оплатили за одного, подождали две секунды — и прикладываете повторно.
— Если не работает валидатор, пассажир должен платить наличными?
— Если валидатор не работает, водитель не должен выезжать на линию. Ежедневно рано утром каждый аппарат проверяется нашим сотрудником. Если валидатор по какой-то причине вышел из строя уже во время поездки, то водитель должен остановить транспорт и вызвать ремонтную бригаду проекта «Тулпар».
— А если ошибочно списались лишние деньги или поездка не была завершена из-за поломки или другой причине, как можно их вернуть?
— Случаи ошибочного списания тщательно изучаются нашими специалистами. Деньги, безусловно, можно вернуть, если факт подтверждается. Для этого нужно обратиться в кол-центр 0312582000 или на написать на почту feedback@tulpar-card.kg.