14:01, 20 ноября 2020, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Часть предметов в вузах могут вернуть в обычный режим. Над алгоритмом думает рабочая группа, специально созданная в Минобразования. Решение должно быть представлено до конца ноября. Улучшит ли это качество образования и почему нельзя полностью открыть высшие учебные заведения? Студенты и преподаватели поделились своим мнением с 24.kg.
«В год обучение у меня стоит 60 тысяч сомов. Мы перешли на онлайн, а некоторые учителя иногда не выходят на связь, пропускают занятия, — рассказывает студентка второго курса Кыргызского государственного технического университета Наталья. — Мы не пользуемся университетскими зданиями, материальной базой, стали больше тратить денег на интернет. Некоторым ребятам пришлось покупать ноутбуки. При этом оплату нам так и не снизили».
Когда мы поднимали этот вопрос, нам предложили перейти на заочную форму. Там контракт ниже, но учиться нужно пять лет, а не четыре.
Наталья
Овладевать будущей профессией удобно при наличии дома доступа к Сети, компьютера и отдельной комнаты. «Языки, географию, философию можно изучить самой, но профильные предметы даются нелегко. 1С, к примеру, требует установки платных профессиональных программ. В университете они, конечно, установлены, а самим скачать долго не удавалось, — признается студентка. — Хочется, чтобы вузы уже открылись и появилось больше возможностей взаимодействовать с учителями. Хотя бы профильные предметы могли бы вести в обычном режиме».
К частичному возврату офлайн-лекций девушка относится скептически: «В университете учатся студенты из разных регионов. Те, кому придется приезжать на учебу, допустим, из Ошской области в Бишкек, нужно будет снимать квартиру либо заселяться в общежитие. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, когда многим финансово приходится тяжело, думаю, будет лучше вести все уроки по-прежнему в онлайн-формате».
Станут ли все иногородние студенты ради нескольких пар «вживую» переезжать поближе к месту учебы?
«Практическая часть для врачей обязательно должна быть офлайн. Студенты должны знать, как делать внутривенные инъекции. Или экстренный случай, например. Человек задыхается на улице, мимо все проходят и не знают, как помочь. Взять ручку, сделать трахеостому, и человек задышит. Этому нужно учить на практике. А сейчас наши бедные студенты ничего не видят», — говорит ректор КГМА Индира Кудайбергенова.
У ординаторов же практики достаточно. Многие идут добровольцами в красные зоны работать санитарами, медсестрами.
«В целом мы уже приспособились. Некоторые виды лекций, даже если разрешат вести в обычном режиме, все равно будем проводить онлайн, чтобы не было скученности. На лекциях могут собираться 100-200 человек. Мы же хотим, чтобы в группе свободно сидели 10-12 человек в масках, соблюдая эпидемиологический режим», — отмечает Индира Кудайбергенова.
Онлайн-обучение оказалось очень трудоемким для преподавателей. Особенно по нашему направлению. Нам недостаточно прочитать и понять, надо еще нарисовать, подкорректировать. При этом наша зарплата понизилась, насколько я заметила.
Айгуль Насирдинова
По ее словам, возвращать некоторые предметы в обычный режим необходимо. В основном на первом и втором курсах.
«Вести лекции бесконтактно очень трудно, особенно на первых курсах, когда даются азы предмета. Студентов учат держать и точить карандаш, правильно рисовать. Много индивидуальных занятий. Может, сделать, как в Корее, где учатся не каждый день. Но одних онлайн-занятий недостаточно для качественного образования. Мы же не Гарвард, когда из аудитории можем подключить всех студентов и видеть их реакцию. Раньше преподаватель по глазам студентов мог «читать», поняли они материал или нет, — подчеркивает доцент. — Мы же, когда выходим на связь, зачастую просим выключить всех микрофоны и экраны, чтобы слышимость была хорошая и можно было читать лекции».
«В это время, естественно, почти все студенты занимаются своими делами. Им удобно, но в итоге это может привести к не лучшим результатам», — опасается Айгуль Насирдинова.
«Мы этот вопрос изучаем с самого начала карантина. Нужно гибкое решение. Материальная база и направление обучения у всех разные. Одним приказом запускать всех учащихся нельзя», — говорит Айгуль Насирдинова.
Некоторые преподаватели предлагают дать возможность выбора самим студентам — продолжить учебу онлайн или приходить в аудитории. Пока окончательного решения нет. Предложенный алгоритм должен утвердить Республиканский штаб по борьбе с коронавирусом.