10:01, 09 октября 2019, Бишкек - 24.kg , Бактыгуль ОСМОНАЛИЕВА
Отличительная особенность многих наших чиновников — в публичном пространстве говорить очевидное.
Одно из последних выступлений премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева тому подтверждение. На торжественном мероприятии по случаю Дня работника образования глава правительства заявил: «Профессия учителя — это особое искусство, воплотившее в себя талант, творчество и вдохновение».
Наш премьер забыл только добавить, что в Кыргызстане профессия учителя — это еще и особое искусство выживать. Даже несмотря на то, что к профессиональному празднику им повысили зарплаты.
А еще Мухаммедкалый Абылгазиев отметил, что «сегодня развитие здравоохранения и образования является приоритетом государства». Прекрасно сказано. Только за всей этой «халвой» по факту нет содержания.
«Профессия учителя будет востребована всегда...» — это тоже из уст премьера, и с этим не поспоришь.
Но глава правительства не говорит, что в Кыргызстане не осталось ни одного специализированного вуза, который бы занимался подготовкой именно школьных учителей.
Единственный Кыргызский государственный педагогический институт имени Ишеналы Арабаева по моде постсоветских лет переименовали в университет, и он больше не считается кузницей кадров для системы школьного образования.
Все профильные педагогические вузы и факультеты готовят педагогов. Но это совсем другое, педагог — это не учитель. Это в большей степени преподаватель высшего учебного заведения, способный и имеющий возможность заниматься научными исследованиями.
Профессия школьного учителя предполагает, что, помимо общеобразовательных предметов и специализации, выпускник владеет знаниями в области педагогики, современными методиками преподавания, знаком с новейшими технологиями.
Когда из наших школ окончательно уйдет поколение учителей, получивших образование в советское время, учить маленьких кыргызстанцев будет просто некому. То есть учителя, конечно, будут, но вот каким будет их уровень...
...еще один тезис из речи Мухаммедкалыя Абылгазиева. Это правда. Но только не сегодня и не в нашей стране.
Отношение государства к учителям иллюстрирует их заработная плата. Они — самая низкооплачиваемая категория бюджетников.
И никакими красивыми словами это не отменить. А еще давайте будем честными. Кто идет работать в школы? Ничтожный процент тех, кто реализует свою мечту детства сеять «мудрое, доброе, вечное», кто пришел в систему образования по призванию.
Основная масса — набравшие низкие баллы на ОРТ, а следовательно, без шансов поступления в престижный вуз, и те, у кого не хватило связей, чтобы найти работу получше.
На весь Кыргызстан — около 80 тысяч учителей. Но в регионах, тем более в отдаленных районах, учителей катастрофически не хватает. Физику, химию, информатику зачастую преподают учителя физкультуры или другие предметники по совместительству.
Нет и достаточного количества школ. Из более 2 тысяч 200 школ около 200 — в аварийном состоянии. Эксперты утверждают, что проблему с нехваткой школ можно решить, если построить не менее 500 новых учебных заведений. Ведь ежегодно в стране 1 сентября за парты садятся без малого полтора миллиона школьников с 1-го по 11-й класс.
Катастрофическая ситуация в государственных школах в Бишкеке.
Начальные классы переполнены. В среднем в каждом классе не менее 40 человек. В классах душно, мало места, некоторые сидят по трое. У учителей при таком числе учеников просто нет возможности уделять внимание каждому, следить за успеваемостью и развитием подопечных так, чтобы вовремя скорректировать подход.
А зарплата не стимулирует учителей прыгать выше головы.
Ничто так не ценно, как здоровое и образованное общество. Только оно сможет преодолеть все трудности и невзгоды. Именно стремление к познанию и творческий труд позволили человеку совершить исторический скачок из прошлого к современному индустриальному обществу.
Мухамедкалый Абылгазиев
Тут премьер тоже стопроцентно прав.
Без хорошего образования — именно образования, а не наличия диплома — у страны нет будущего. Не будет ни развитой экономики, ни ответственной элиты, в том числе и управленческой. Ничего не будет. Это не пафос. Это горькая правда, с которой власти не знают, что делать. С нехваткой школ и учителей, учебниками с ошибками и непонятными школьными программами, невиданным количеством университетов, которые не способны конкурировать с ведущими вузами даже региона.
Мы опять замахнулись на участие в PISA(Programme for International Student Assessment). Об этом заявила, будучи министром образования и науки, Гульмира Кудайбердиева.
Кыргызстанские школьники будут сдавать международное тестирование в 2024 году. По правилам программы в нем участвуют 15-летние подростки. Самые обычные среднестатистические школьники.
PISA — не предметная олимпиада, куда отправляют лучших из лучших. Исследование, которое проходит каждые три года по всему миру, оценивает положение в системе образования страны-участника.
Тестирование проводят по трем направлениям и выявляют читательскую, математическую и естественно-научную грамотность школьников старших классов. Иначе говоря, оценивают их способность применять полученные школьные знания в реальной жизни.
Например, чтобы оценить читательскую грамотность, то есть способность индивидуума понимать и оценивать информацию из текста, школьникам предложили прочитать басню Эзопа «Скряга» и указать правильно последовательность событий. Причем это самый простой уровень теста.
Или еще тест — осмыслить и оценить объявление из супермаркета об арахисовой крошке в лимонном печенье, которое может вызвать аллергию. Школьникам предложили ответить на вопрос: как поступили бы вы, купив такое печенье, и почему?
Задания на проверку математической грамотности предполагают выявить навыки использования школьниками математических процедур, методов и инструментов для объяснения, описания или предсказания явлений.
Один из простейших примеров из тестов PISA — это на основании гистограммы, отражающей объемы месячных продаж дисков вымышленных музыкальных групп, дать ответ, в каком месяце продажи дисков одной группы превысили продажи другой.
Естественно-научная грамотность — это способность использовать знания для объяснения различных явлений, осведомленность в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы.
В самом простом задании из этой части школьникам предлагается, например, оценить два утверждения, описывающих процесс в напряженных мышцах. В одном говорится, что к мышцам увеличивается приток крови, а во втором — что в них откладывается жир.
Кыргызстан в исследовании PISA участвовал в 2006 и 2009 годах. Результаты шокировали. Оба раза кыргызстанские школьники показали самые плохие результаты из всех участников.
Главный вывод экспертов: в большинстве наши школьники имеют проблемы с критическим мышлением, его продуктивностью, а в будущем смогут заниматься только деятельностью, основанной на простой и конкретной последовательности действий.
Но в шоке наше общество пребывало недолго. Плачевные результаты мониторинга руководством к действию для новой власти после 2010 года не стали. Мы просто приостановили участие в программе. Как заявил в 2011-м министр образования Канат Садыков, мы не участвуем в PISA, потому что у нас идет реформа системы образования.
Будущие кыргызстанские участники тестирования PISA-2024 уже ходят в школу. Пока оснований предполагать, что результаты будут иными, нет. Потому что ничего в системе нашего образования не меняется. Становится только хуже. Несмотря на бесконечные заявления о реформах, суть которых никто объяснить не может.